ГОД 1952

21 августа – приказом министра высшего образования СССР «Об изменениях в сети педагогических и учительских институтов РСФСР» Нижнетагильский учительский институт реорганизован в высшее учебное заведение – Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ).

20 сентября – издан приказ министра высшего образования СССР «Об открытии факультетов, специальностей и заочных отделений в Борисоглебском, Глазовском и Нижнетагильском педагогических институтах». В составе НТГПИ открыты факультеты: русского языка и литературы (ФЛФ) (первый декан в 1955 г. – В. М. Айдаркин), физико-математический (ФМФ) (первый декан в 1955 г. – И. Г. Быков) и заочное отделение (ОЗО) (заместитель директора – И. А. Воропаев).

В институте действуют кафедры основ марксизма-ленинизма (заведующий – С. Д. Бегиян), русского языка (заведующая – А. И. Силина), литературы (заведующая – М. В. Ушакова), физики (заведующий – А. М. Виноградов), математики (заведующий – П. А. Трифонов), педагогики и психологии (заведующий – А. И. Зименко), естествознания и географии (заведующий – М. И. Чуйко). Всего работает 31 преподаватель. Число студентов – около 400 чел. Новый набор – 150 чел.


Высшее учебное заведение в Тагиле

С первого сентября этого учебного года Нижне-Тагильский учительский институт реорганизуется в педагогический. Дополнительный набор на первый курс будет проводиться на два факультета: физико-математический и русского языка и литературы. Контингент студентов первого курса будет состоять из 150 человек.

Для педагогического института полностью подобраны квалифицированные кадры преподавателей, среди которых семь кандидатов наук.

Тагильский рабочий.

17 августа 1952 г.


ПИСЬМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Горячее стремление

Два года учащиеся естественно-географического факультета упорно овладевали знаниями. Хорошо оборудованные учебные кабинеты и лаборатории, богатая библиотека способствовали глубокому и прочному усвоению учебного материала.

Разнообразна и интересна кипучая жизнь института. Лекции и беседы чередовались с практическими работами, диспутами и студенческими конференциями. Большую помощь учащимся оказали занятия в географическом кружке, который регулярно посещали 48 человек.

Упорная и настойчивая работа учащихся сказалась на результатах курсовых экзаменов. Большинство получило повышенные оценки. Сейчас начались государственные экзамены. Студенты Федоров, Матвеева, Усольцева, Сенченко, Минеева и другие показали глубокие и прочные знания по географии СССР.

Мы горячо стремимся к тому, чтобы скорее прийти в школу, к детям. На уроках мы расскажем о необъятных просторах нашей Родины, о ее колоссальных природных богатствах. Мы раскроем перед детьми мир природы, ее познаваемость и преобразование, познакомим их с тем, как советские люди по сталинскому плану изменяют природу на благо трудящихся нашей отчизны. Нашим девизом являются слова великого преобразователя природы И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, –
взять их у нее – наша задача».

Т. Нагаева, отличница 2 курса.

.

В новом институте

Утро. До девяти часов еще далеко, а в коридорах и аудиториях педагогического института оживленно и шумно. Входные двери не закрываются: нескончаемым потоком идут студенты.

В вестибюле, у расписания занятий, многочисленная толпа, пробраться к нему довольно трудно. Многие из первокурсников пришли в институт из десятилетки. Но есть и такие, которые находились в рядах Советской Армии, работали на производстве, прежде чем стать студентами. У некоторых на груди орденские колодки... Одновременно сегодня начинают учебный год и студенты второго курса учительского института. Это последний выпуск учителей семилетней школы. Их можно сразу отличить по тому, как они радостно встречаются после каникул, хозяйски осматривают аудитории, говорят о преподавателях... Они прогуливаются группами и посматривают на первокурсников.

Шумит, кипит веселая студенческая толпа. Если прислушаться к ней, то можно услышать разговоры на самые разнообразные темы. Но выделяется, пожалуй, одна. Это предстоящий XIX съезд партии.

Звонок зовет в аудиторию. Начались первые лекции. В лекционном зале у первокурсников литературного факультета лекцию по предмету «Введение в языкознание» читает Т. В. Муравьев.

– Сталинские положения о языкознании – это основы науки, – звучит отчетливо голос преподавателя. Тишина в зале полная.

На других факультетах и курсах идут лекции по физике, географии зарубежных стран и другим предметам.

А. Шастин.

Тагильский рабочий.

2 сентября 1952 г.


ГОД 1953

Апрель – открыт факультет естествознания, или естественный факультет (естфак), который в 1962 г. переименован в химико-биологический (ХБФ). Первым деканом в 1955 г. стала А. И. Кроткова.

Май – под учебный корпус институту передано здание по ул. Ленина, 89 (ныне – пр. Ленина, 67).

Создано студенческое научное общество (СНО). В организационный комитет вошли преподаватели А. П. Герус, Л. С. Зингер, Н. М. Чуйко и представитель комитета ВЛКСМ Н. Д. Кушнир.

Август – в связи с переходом М. М. Кожевникова на партийную работу директором НТГПИ назначен кандидат экономических наук В. И. Старцев.



Ответственный период работы педагогического института

В связи с увеличением потребности в учителях, имеющих законченное высшее образование, решением правительства Нижне-Тагильский учительский институт в августе 1952 года был реорганизован в педагогический. Сейчас сдают государственные экзамены двести студентов – последний выпуск учительского института.

Реорганизованный педагогический институт укомплектован профессорско-преподавательским составом. Он имеет три факультета: физико-математический, русского языка и литературы и естествознания. Институт в этом году получает новое учебное здание.

С. Бегиян,

исполняющий обязанности директора

Нижне-Тагильского педагогического института, доцент.

Тагильский рабочий.

20 июня 1953 г.


***

Весь первый год своего существования НТГПИ работал в прежнем здании, что, по мнению министерской комиссии, проверявшей институт в марте 1953 года, существенно мешало его работе. «Условия в институте плохие, холодно, помещение не топлено», – таковы были впечатления инспектора министерства Э. С. Ефимовой. Особенно ее потрясли условия проживания студентов в общежитиях. «На 7 студентов приходится 4 табуретки, да и те неисправны, рвут платья и юбки. Студенты спят по двое на кровати или вповалку. В некоторых комнатах нет форточек, во многих – грязно. Стирают там же, где готовят обед. Правил внутреннего распорядка нет. В студенческих комнатах подолгу задерживаются мужчины. Электроэнергию не экономят», – говорила она на заседании совета института.

В мае 1953 г. было принято решение горисполкома о передаче НТГПИ четырехэтажного учебного корпуса по ул. Ленина, 89, до войны принадлежавшего мужской средней школе.

Вначале вуз занимал в этом здании только два верхних этажа. В январе 1954 года, после того, как из здания окончательно выехали располагавшиеся там госпиталь и вечерняя школа, оно полностью перешло в распоряжение НТГПИ.



О чем забыли руководители педагогического института

Чтобы продолжить свое образование, из многих городов и сельской местности прибыла молодежь и поступила учиться в высшее учебное заведение – Нижне-Тагильский педагогический институт.

Естественно, для иногородних студентов требовались общежития, необходимо было обеспечить их инвентарем, оборудованием, создать все условия, чтобы юноши и девушки могли хорошо учиться.

Все ли сделали и в этом отношении руководители пединститута? Нет, этого сказать нельзя. Студенты размещены в трех помещениях по улице К. Маркса, Заводской и Красной. Так, например, под общежитие на Красной улице было отведено помещение, не приспособленное для жилья: оно не отремонтировано, не утеплено. В результате, первокурсники вынуждены тратить много времени на то, чтобы обеспечить себя топливом и водой. Странные порядки заведены в общежитии. Почему студенты сами должны заботиться о том, чтобы в их помещениях была вода не только холодная, но и горячая, производилась уборка комнат.

Еще более неприглядное впечатление остается от посещения комнат юношей. Жители этих комнат уже забыли, когда у них топили печи. Уборка помещения здесь не производится неделями.

Все эти факты говорят о том, что исполняющий обязанности директора пединститута тов. Пономарев, помощник директора по административно-хозяйственной части тов. Медведев и комендант Черняева отмахнулись от своей первейшей обязанности – создания нормальных условий для жизни и учебы студентов. Они не бывают в общежитиях, не знают нужд и запросов молодежи. Такое бездушное отношение к людям заслуживает сурового осуждения.

Е. Буйко.

Тагильский рабочий.

16 января 1953 г.


***

И вновь газета возвращается к проблеме общежитий.

В «Тагильском рабочем» 16 января была опубликована корреспонденция, в которой говорилось о недостатках в бытоустройстве студентов Нижне-Тагильского государственного педагогического института.

Как сообщил секретарь партийной организации института тов. Енин, факты, изложенные в корреспонденции, подтвердились.

Дирекцией института приняты следующие меры: студенты, проживающие по улице Красной, 40, переведены в более благоустроенные общежития по улицам Заводская и Карла Маркса, уборка в помещениях производится регулярно. Помощник директора по административно-хозяйственной части Медведев и комендант общежитий Чернова от работы освобождены.

Тагильский рабочий.

20 февраля 1953 г.


Письма будущих учителей

Через два года

Наш учительский институт существует 10 лет. За это время он подготовил много специалистов-учителей, работающих во всех концах нашей Родины. В этом году институт выпускает 160 учителей русского языка и литературы, физики и математики, истории. Состоится выпуск специалистов естествознания и географии, естественно-географического факультета, открытого два года назад.

Сейчас в институте горячая пора. Учащиеся первых курсов сдают курсовые, а второкурсники – государственные экзамены. Через две недели выпускники покинут стены института. Свои знания они будут передавать советским детям, воспитывать чувство любви к Родине, большевистской партии, правительству и великому другу детей товарищу Сталину.

Учащиеся отделения русского языка и литературы сдали экзамен по русскому языку. Результаты неплохие. Из 48 учащихся 17 человек получили отличную оценку. В их числе тт. Вишнякова, Семенова, Воробьева, Сазонова, Шив и другие.

М. Будилова,

отличница 2 курса


ГОД 1954

Проведена первая летняя педагогическая практика в пионерских лагерях на факультете русского языка и литературы.

Организована агробиостанция, заложены поля учебно-опытного севооборота и показательный школьно-опытный участок, построены парники, расчищен сад и высажены яблони-сеянцы, созданы селекционный сад и дендрарий, посажена полезащитная полоса.

Декабрь – директором института назначен бывший секретарь обкома партии, кандидат исторических наук В. С. Волгин.


Профсоюзная организация

и быт студентов

Борьба за здоровый быт, за культуру в студенческих общежитиях – кровное дело профсоюзной организации. И в этой области деятельность профкома оставляет желать лучшего. Все мероприятия, направленные на улучшение быта, проводятся только по линии администрации, а комитет профсоюза стоит в стороне.

Нельзя считать непосильным для профсоюзной организации решение ряда бытовых вопросов, например такого, как приобретение электрического утюга для общежития.

Профсоюзная организация проходит мимо фактов аморального поведения отдельных студентов, выпивок в общежитии. Таких случаев немного, но они есть, и отворачиваться от них – значит молчаливо поощрять это. Плохая деятельность профсоюзной организации вызывает у студентов законное возмущение. Весьма показательным является то, что работа профкома физико-математического факультета признана неудовлетворительной...

П. Гулевич,

студент Нижне-Тагильского пединститута.

Тагильский рабочий.

8 декабря 1954 г.


Студенты в колхозе

Автомашина идет на большой скорости. В кузове машины около 30 студентов Нижне-Тагильского педагогического института. Они едут в колхоз имени Сталина на практику...

Задача студенческой практики – не только расширить теоретические знания, но и научиться применять эти знания в жизни. И это очень важно для воспитания будущего советского педагога. Не случайно кафедра естествознания института включила нынче в план полевой практики недельный выезд студентов в колхоз...

Не каждому из них до этого приходилось видеть паутинного клещика. Да и рассмотреть-то его не так уж просто, если не вооружиться оптическими приборами. Клещик, поселившийся в колхозной теплице, является злейшим вредителем огурцов... Студенты дружно включились в наступление на клещика. Вместе с агрономом Александрой Николаевной Калужной и старшим преподавателем Татьяной Кирилловной Туриец было решено применить метод И. В. Мичурина – опрыскивание луковым настоем. Юноши и девушки с ведрами, наполненными настоем, поднимались на стеллажи, где растут огурцы; аккуратно придерживая листья смачивали марлевой тряпочкой их нижнюю сторону. Новой и интересной кажется студентам жизнь в селе, после аудиторий, практических занятий в окрестностях города и на опытном участке.

Каждое утро группы практикантов выходят на поля, луга, в огородное хозяйство.

Под вечер, если днем производился сбор материала, нужно все обработать, определить каждое незнакомое растение и животное, оформить гербарии, произвести записи в дневниках. И лишь потом можно пойти в кино, поиграть в волейбол, почитать книгу.

...В колхозе будущие преподаватели близко познакомились с сельским хозяйством, оказали практическую помощь в высадке в грунт помидорной, капустной рассады и т. д. Время проведено не зря. Когда сегодняшний студент через три года придет в школу, о нем никто не скажет, что этот педагог «не знает, как хлеба делаются».

П. Гулевич.

Тагильский рабочий, 4 августа 1954 г.


Ждем книг о студенчестве

Мне кажется, что еще недостаточно создано интересных произведений о советских студентах, о их жизни в институтах и общежитиях, о их горячих дискуссиях и спорах. Особенно хотелось бы знать о жизни студентов Московского университета.

Лучшими из книг, написанных о студенчестве, считаются «Студенты» Трифонова и «Трое в серых шинелях» Добровольского, но многое в них было раскритиковано нашей молодежью. Каждый писатель прошел через институт, пережил студенческие годы, эта жизнь близка и знакома ему. Почему же так мало произведений, посвященных студентам? Мы ждем их от наших писателей.

А. Сивкова,

студентка НТГПИ.

Тагильский рабочий.

10 декабря 1954 г.


ГОД 1955

Февраль – апрель – в пединституте проведена первая педагогическая практика третьекурсников филфака и физмата.


В педагогическом институте

К новому учебному году оба корпуса Нижне-Тагильского педагогического института были отремонтированы, значительно пополнено учебное оборудование и книжный фонд библиотеки.

Л. Козлов.

Тагильский рабочий.

19 октября 1955 г.


Научно-педагогические кадры

Общая характеристика преподавателей, состоявших к концу 1954–1955 учебного года в штате института, следующая: всего преподавателей – 48. Из них доцентов – 4, кандидатов наук – 13, со стажем до 5 лет – 17, до 10 лет – 17, свыше 10 лет – 14.

В течение 1954–1956 учебного года несколько увеличилось количество преподавателей с учеными степенями, активизирована подготовка к защите диссертаций и сдаче кандидатских экзаменов.

Если к концу 1954–1955 учебного года в институте было 9 кандидатов наук, то к концу 1954–1955 учебного года их стало 13.

Два кандидата, тт. Боровиков И. В. и Лир В. А. активнее стали работать над докторскими диссертациями.

11 человек работают над кандидатскими диссертациями. Двое из них – Кожевников М. М. и Герус А. П. с января 1955 года находятся в прикомандировании в годичной аспирантуре для доработки и защиты диссертации.


Учебно-производственная база института

Учебно-производственная база института в 1954–1955 учебном году характеризуется следующими данными: имеются два учебных корпуса с общей площадью 5202,5 кв. метров (учебный корпус по улице Мира, 25 имеет площадь 2204,5 кв. метров, учебный корпус по ул. Ленина, 89 имеет площадь 2998 кв. метров).

При институте имеется два общежития общей площадью 1717,6 кв. метра, из них общежитие по ул. Карла Маркса, 5 имеет жилую площадь 677,4 кв. метра, общежитие по ул. Заводской имеет площадь 1040,2 кв. метра.

В двух общежитиях размещается 250 студентов.

Отопление учебных корпусов производится с помощью теплофикации (общегородская система отопления), отопление общежитий производится посредством котельных.

Институт располагает учебно-опытным земельным участком площадью 18 га. Силами студентов и преподавателей на учебно-опытном участке посажено около 400 фруктовых деревьев (20 сортов) и более 500 кустов ягодников, а также проведены учебно-опытные посевы: пшеницы, ячменя, кукуруза и других культур.

При институте имеются учебно-производственные мастерские, организованные в феврале 1955 года.

Площадь учебных мастерских около 60 кв. метров.

Учебные мастерские оборудованы столярными столами, строгальными станками, круглой пилой, тисками и другими столярными и слесарными инструментами (пилы, рубанки, фуганки, рашпиля, напильники и т.д.)


Контингент студентов

На 1954/55 учебный год институту был установлен план приема в количестве 200 человек. В целях обеспечения выполнения плана приема была проведена подготовительная работа. Проведены беседы со многими выпускниками школ, велась по этому вопросу переписка о заведующими Рай(Гор)ОНО и директорами школ.

План нового приема выполнен полностью. Принято: на физико-математический факультет – 100 человек, на факультет русского языка и литературы – 50 человек, на естественный факультет – 50 человек.

На факультетах русского языка и литературы и естественном был конкурс 2 человека на место, на физико-математическом – 1,5 человека.

На начало 1954/55 учебного года состав студентов характеризуется следующими данными: всего студентов – 481, в том числе на 1-х курсах – 202 человека, на 2-х курсах – 142 человека, на 3-х курсах – 137 человек.

Отчет НТГПИ о работе
в 1954/55 учебном году


ГОД 1956

Осуществлен первый выпуск студентов филологического и физико-математического факультетов пединститута.

На филфаке открыто отделение иностранных языков.


***

1 сентября 1956 года в институте насчитывалось 696 студентов: на физико-математическом факультете обучалось 339 человек, на естественном – 205 и филологическом – 152.



В середине 1950-х годов в стране была предпринята реформа образования, в том числе – педагогического, в ходе которой предполагалось «осуществить перестройку учебно-воспитательной работы путем повышения идейно-теоретического уровня преподавателей всех дисциплин, усиления связи теории с практикой, увеличения роли самостоятельной работы студентов, расширения и улучшения производственной и педагогической практик, организации планомерного производительного труда.


ГОД 1957

Институт перешел на пятигодичный срок обучения и на подготовку учителей широкого профиля.

В середине 1950-х годов в стране была предпринята реформа образования, в том числе – педагогического, в ходе которой предполагалось «осуществить перестройку учебно-воспитательной работы путем повышения идейно-теоретического уровня преподавателей всех дисциплин, усиления связи теории с практикой, увеличения роли самостоятельной работы студентов, расширения и улучшения производственной и педагогической практик, организации планомерного производительного труда.


300 студентов института приняли участие в освоении целинных земель.

Вышел первый том «Ученых записок НТГПИ».


ГОД 1958

14 июня – М. М. Кожевников вновь назначен директором (а с 1961 г. – ректором) НТГПИ.

Открыты кафедра химии (заведующий – М. М. Поташников) и кафедра биологии (заведующий – Л. М. Купчикова).


***

В 1958 году агробиостанция впервые дала доход в 9 тысяч рублей.

Практика по животноводству и механизации сельского хозяйства проходила в совхозах и племенных хозяйствах. Кроме того, студенты естфака выезжали на полевые практики по ботанике и зоологии «в притагильские районы Урала», в Ильменский и Астраханский заповедники, в Крым. Под руководством опытного и увлеченного специалиста Натальи Максовны Грюнер в ходе этих экспедиций был собран богатейший гербарий, до сих пор составляющий богатство факультета. Практика по геологии проходила на золоторудных месторождениях Березовска и в Мурзинке. Практика по химическим технологиям организовывалась на промышленных предприятиях города, где студенты знакомились «с рядом типичных производств – доменным, сталеплавильным, прокатным, медеплавильным, коксохимическим, сернокислотным и др.» Когда появился инженерно-педагогический факультет, традицией стала производственная практика его студентов в цехах НТМК и УВЗ.


ГОД 1959

21 апреля – открыты первые на Урале художественно-графический и индустриально-педагогический факультеты под общим руководством К. А. Неверовского. В 1963 г. образованы отдельные деканаты. Первым деканом ХГФ стал В. М. Ушаков, ИПФ – Я. Б. Козоровицкий.

Открыты кафедра рисования и черчения (заведующий – В. И. Караваев) и кафедра общетехнических дисциплин (заведующий – Г. А. Бушмич).


ГОД 1960

Организованы курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, иностранных языков, математики.

В 1969–1961 годах педпрактика стала проводиться по расширенной программе. Студенты первых трех курсов параллельно с учебой должны были работать во внешкольных учреждениях, где знакомились с содержанием и методикой кружковой работы, в начальных классах в качестве помощников учителей и пионерских вожатых, а также помощниками классного руководителя или пионерского вожатого в 5–8 классах. Студенты четвертого курса вели уроки и осуществляли руководство в 5–7 классах. Пятикурсники направлялись на десятинедельную практику в старшие классы городских и сельских школ.



Идут занятия...

С первых дней работы городского университета культуры начались занятия в группах иностранного языка. Вместе с другими коллегами – преподавателями пединститута Г. И. Калиниченко, И. Ф. Григорьевой, Л. И. Хлопотовой, А. И. Сесслер – рабочим и интеллигенции города передает свои знания И. И. Кроневальд.

Каждый энтузиаст ведет группу по 12–20 человек и ставит своей задачей научить слушателей бытовому иностранному языку. На занятиях используются магнитофон, патефон, разучиваются песни и стихи. Сейчас слушатели университета готовят концерт художественной самодеятельности на иностранных языках.

Ю. Куклин.

Тагильский рабочий.

11 марта 1960 г.


ОНИ ОВЛАДЕВАЮТ КУЛЬТУРОЙ

Пианистка прикоснулась к клавишам фортепьяно, и звуки пятой симфонии Чайковского полились в примолкший зал. Десятки людей, словно зачарованные, слушают музыку. Как будто замерла студентка Ира Калининская, задумчиво прикрыла глаза Изольда Зимарева, а школьница с большим голубым бантом, кажется, устремилась вперед, туда, откуда лились звуки музыки.

В памяти встают уже прослушанные шестая патетическая, концерт для фортепьяно с оркестром, и все творчество Чайковского, о котором так просто и доходчиво рассказал слушателям городского университета культуры музыковед Свердловской консерватории Борис Георгиевич Манжора.

Так шло занятие на музыкальном факультете городского университета культуры. А в это время на факультете живописи искусствовед тов. Кронман рассказывал о творческом пути талантливого русского художника Федотова.

В здании пединститута идет очередное занятие факультета иностранных языков.

А те, кто любит технику, с нетерпением ожидают очередного занятия факультета науки и техники.

Сколько нового, увлекательного, полезного раскрывается перед слушателями на занятиях городского университета культуры!

– Что привлекает нас в университет? Стремление повысить свои знания, – говорит студентка Таня Кузнецова.

Народный университет культуры действует не только в городе. Жителям села Балакино памятны лекция о жизни и творчестве А. П. Чехова и концерт по чеховским миниатюрам, поставленный студентами педагогического института. С интересом слушали сельские труженики лектора Лисицкого и доярку Героя Социалистического Труда тов. Шабунину. Жители села прослушают лекции: «В чем красота человека», «Как понимать музыку».

...Мягко опустились на землю сумерки. Ярко вспыхнули огни в Доме культуры железнодорожников имени Горького. Сюда после трудового дня идут рабочие, студенты, школьники, чтобы обогатить свои знания.

Е. Воробьева, корреспондент нештатного отдела

комсомольской жизни. Тагильский рабочий.

11 марта 1960 г.


СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В 2005 году кафедрами вуза подготовлено к изданию и опубликовано 28 учебно-методических пособий общим объемом более 150 печатных листов. Большинство УМП компенсируют недостаток учебной литературы по новым дисциплинам. Наиболее последовательно и целенаправленно готовятся к опубликованию учебно-методические пособия на кафедрах истории (в том числе – с грифом УМО), на кафедрах немецкого языка, английского и французского языков, русского языка, химии, социальной работы. На кафедрах ведется работа по созданию электронных учебных пособий (компьютерная поддержка лекционных курсов, материалы для организации семинарских занятий и выполнения лабораторных работ).

В практику работы преподавателей со студентами заочного отделения вошел обмен информацией с использованием электронной почты (проверка контрольных работ, консультирование по выполнению курсовых работ и ВКР).


НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Решением Ученого совета НТГСПА от 24 ноября 2005 года в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации выпускников, осваивающих образовательные программы по педагогическим направлениям и специальностям, утверждено проведение междисциплинарного государственного экзамена по блоку общепрофессиональных дисциплин (педагогика, психология, методика преподавания предмета). Государственный экзамен включает в себя три вида аттестационных испытаний:

– выполнение комплексного практического задания по педагогике, психологии и методике обучения;

– устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу педагогики, психологии и методике;

– собеседование по одному из произведений психолого-педагогической классики.

Новое содержание экзамена отвечает современным потребностям в подготовке выпускника, владеющего системой глубоких научно-педагогических знаний и готового к применению этих знаний в практической деятельности.