ГОД 1971

Февраль – открыто подготовительное отделение по всем специальностям (рабфак).

Введен в строй новый учебный корпус с читальным и спортивным залами, столовой. В него переехали иняз, худграф, библиотека, кабинеты общественных наук, лингафонный кабинет, типлаборатория, ректорат и общественные организации института.

Здание на пр. Мира, 27 передано Уральскому училищу прикладного искусства.

Студенческий строительный отряд «Альтаир-71» принимает участие в строительстве Среднеуральской птицефабрики. Командир отряда – Алексей Русских, комиссар – Сергей Ноздрин.



Каким быть учителю?

В 1971 году в пединститутах страны работало 43 185 преподавателей, в том числе 12 543 дипломированных специалиста.

В Нижнетагильском педагогическом институте из 242 преподавателей 44 имеют ученую степень кандидата наук.

В 1971–1975 годах преподавателями института должно быть подготовлено и защищено более 50 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

Решающее значение для усиления идейно-политического воспитания студенчества имеет дальнейшее улучшение преподавания общественных наук. Кафедры общественных наук призваны настойчиво добиваться прочного усвоения студентами марксистско-ленинской теории, превращения их теоретических знаний в глубокие личные убеждения. Враждебные социализму силы, пытаясь вести идеологическое наступление против коммунизма, среди других средств идеологического воздействия используют и искусство. Именно туда, где имеет место неразвитость эстетического вкуса, эмоциональная безграмотность, проникают псевдомузыка, танцы, порожденные извращенными вкусами толстосумов и не лучшими представителями современной буржуазной культуры. Проникают они и в студенческую среду. Поэтому формирование всесторонне развитой личности учителя немыслимо без эстетического воспитания. Эстетическое воспитание как одна из форм работы со студентами приобретает сейчас все более важное значение.

В. Владимирцев, ректор НТГПИ.

Тагильский рабочий.

26 марта 1971 г.


Литературно-краеведческая конференция

Группа студентов НТГПИ под руководством старшего преподавателя М. Т. Боровинского заинтересовалась изучением литературной истории родного края. В течение года студенты работали над докладами, изучали материалы тагильского архива и музея А.П. Бондина, ездили в Висим на родину Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Несколько дней назад в институте состоялась итоговая литературно-краеведческая конференция, на которой выступали будущие учителя и краеведы города.

Студент Е. Яковлев дал анализ романа М. Решетникова «Горнорабочие» – первого в русской литературе произведения о рабочем классе. Студент Л. Новиков рассказал о развитии уральской литературы в первые годы после Октября.

На конференции шел также разговор о романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Три конца». Студентки Е. Шашкина и Л. Демина выступили с чтением отрывков из произведений П. П. Бажова и Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Это первый шаг в подготовке студентов-филологов к 250-летию Нижнего Тагила.

В. Шаф,

студент ФЛФ НТГПИ.

Тагильский рабочий, 1 апреля 1971 г.


ГОД 1972

Состоялся первый семинар кураторов, на котором составлена «Памятка куратора».

Кафедра физики разделена на кафедру общей физики (заведующий – В. В. Зыков) и кафедру теоретической физики (заведующий – Б. Н. Туманов).


Восьмой факультет

Педагог должен многое уметь, быть организатором и хорошо представлять мир детей, уметь войти в него. Этому можно научиться на факультете общественных профессий (ФОП).

В середине мая в институте состоялся вечер, на котором студенты подвели итоги учебного года, рассказали о том, чему они научились на 12 отделениях ФОПа.

Пионерское отделение выпустило 27 организаторов пионерского дела. Работа на отделении журналистики была направлена на привитие студентам навыков корреспондентской деятельности. Еще одно отделение готовит руководителей фото- и кинокружков. Отделение краеведения готовит организаторов экскурсионного и музейного дела в школе. Музыкально-искусствоведческое отделение готовит пропагандистов музыкального искусства, театральное – выпускает режиссеров школьных театров, дирижерско-хоровое и хореографическое – руководителей детских самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов. Пожалуй, самое многочисленное спортивное отделение готовит руководителей секций и тренеров-общественников по баскетболу, борьбе, гимнастике и другим видам спорта.

Таким образом, уже в будущем году студенты факультета общественных профессий могут быть полезными институту, школам, пионерским клубам. Из стен вуза они выйдут, если можно так сказать, специалистами широкого профиля и тем больший вклад внесут в дело народного образования.

К. Морозова,

декан ФОПа НТГПИ.

Тагильский рабочий.

13 июня 1972 г.


ГОД 1973

На смотре-конкурсе педагогических вузов РСФСР Нижнетагильский институт занял третье место.

В институте создан студенческий политклуб «Я и время».


***

В институте физической культурой и спортом занимается 2006 студентов (84 %). Стремясь привлечь всех студентов к занятиям физической культурой и спортом, кафедра физвоспитания совместно со спортивным клубом института уделяют большое внимание совершенствованию организаторской работе со студентами, подготовке активистов по физической культуре и спорту. Спортивно-массовую и оздоровительную работу совместно с преподавателями проводят 718 студентов-активистов –
физоргов, общественных инструкторов, капитанов команд, спортивных судей, членов факультетских советов, бюро спортивных секций и др.

В ноябре 1972 года на базе пансионата «Аист» был проведен практический трехдневный семинар для вновь избранных членов факультетских СДСО «Буревестник» и правления спортивного клуба. В 1973 году на областном семинаре в г. Свердловске прошли обучение председатели и заместители председателей факультетских советов и правления спортивного клуба.

В 1972–1973 учебном году в 309 спортивных соревнованиях приняло участие 13333 человека (что составляет 5,3 часа на каждого студента).

Отчет
по учебно-воспитательной
работе за 1972/73 учебный год.

ГОД 1974

Сдана в эксплуатацию новая столовая на 220 мест.

В НТГПИ проведен XVII Зональный научный семинар преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педагогических вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока с участием ученых Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, Минска и других городов.


Путь в науку

С каждым годом возрастает количество и качество рефератов, курсовых, дипломных и других работ, в которых отражается многообразная творческая деятельность будущих учителей. Студенты приобретают навыки работы со специальной литературой, что поможет им ориентироваться в потоке информации, использовать новейшие достижения науки и техники для активизации учебного процесса, выявлять и развивать творческие способности школьников.

Трудно найти в институте кафедру, где бы ни трудились наши выпускники. Многие из них стали кандидатами наук.

Десятки наших воспитанников в очной и заочной аспирантурах успешно готовятся к защите диссертации.

Народнохозяйственное значение научной деятельности молодых специалистов получило отражение в авторских свидетельствах, а также в хоздоговорных темах по заказу ряда предприятий страны.

Молодые ученые немало делают для повышения квалификации учителей нашего города и области, занимаются с членами научного общества учащихся, публикуют статьи по вопросам методики преподавания и внеклассной работы в школе. Выпускница ФЛФ, кандидат филологических наук Л. Н. Дедюхина приглашена на преподавательскую работу в Венгерскую Народную Республику. Путь в науку нелегок. Но для того, кто серьезно увлечен ею и не боится трудностей, наш институт предоставляет все возможности.

В. Попов,

доцент кафедры химии.

Тагильский рабочий.

25 июня 1974 г.


Знакомьтесь: рабфак

Третий год дружная семья института пополняется рабфаковцами. Высококвалифицированные преподаватели, отличные аудитории, библиотека, читальный зал – все необходимое для успешной учебы в их полном распоряжении. За восемь месяцев (с 1 декабря по 1 августа) они повторяют программу средней школы, восстанавливая в памяти то, что забыто. Успешно прошедшие курс обучения зачисляются в институт без сдачи экзаменов. Рабфак за короткий срок успел завоевать известность и обзавестись традициями.

Слушатели рабфака

И. Тараторина, В. Зиновьев,

П. Тренихин.

Тагильский рабочий.

25 июня 1974 г.


Стажируются в Лейпциге

Если говорить о дружеских связях института, то география их обширна и уходит далеко за пределы нашей страны. Ректор В. И. Владимирцев возглавил делегацию Минпроса СССР в поездке в Польшу. Преподаватели физвоспитания Л. Н. Гриднев,
Г. В. Рыжков, Ю. И. Рыженков побывали в Польше и ГДР. Опыт работы зарубежных коллег со студентами они успешно используют на своей кафедре.

Около года работала во Франции старший преподаватель В. И. Моралева и вновь собирается туда. В Англии стажировался Н. Д. Кушнир, во Франции – преподаватель Л.М. Гайдт.

Учатся за границей и будущие учителя. В месячной стажировке в разных странах за последние годы их побывало более десяти. Студенты иняза В. Волков и С. Полянский заканчивают пятилетнее обучение в Лейпцигском университете ГДР. Одному из студентов предоставляется нынче возможность стажироваться в Англии.

Крепнут международные связи ученых института. Профессор
Ф. Р. Филиппов принимал участие в работе юбилейной сессии СЭВ; вместе с доцентом Ю.Р. Вишневским он был на VII Международном социологическом конгрессе в Варне. Автор этих строк участвовал в работе XIII Международного конгресса по истории науки.

Все это обогащает опыт работы вузовских преподавателей, позволяет им насыщать свои лекции новейшими данными, использовать мировую практику педагогической науки.

Н. Мезенин,

доцент.

Тагильский рабочий.

25 июня 1974 г.


ГОД 1975

Создан Совет ветеранов Великой Отечественной войны (первый председатель Совета – П. А. Трифонов).

Институт освободил здание на пр. Ленина, 67, передав его комбинату «Тагилтяжстрой».

Разработано положение об общественно-политической практике и создан Совет по общественной педагогической практике.


Слет студентов-отличников

137 отличников учебы, у каждого третьего студента в зачетке только повышенные оценки – таковы итоги зимней сессии в педагогическом институте. На днях отличники собрались в ДК строителей на свой традиционный слет. Ректор В. И. Владимирцев поздравил юношей и девушек с успехами в учебе и общественной
деятельности. Проректор И. Ф. Карпенко вручил большой группе студентов значки ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу», многие получили почетные грамоты и ценные подарки.

Участники слета обратились ко всем студентам института с призывом: «Отличная учеба молодежи и их полезные дела – лучший подарок к 30-летию Победы!».

М. Брискина,

член комитета ВЛКСМ

пединститута.

Тагильский рабочий.

4 апреля 1975 г.


ГОД 1976

Июль – открыт историко-английский факультет. Первый декан – Н. Ф. Плотников.

Разработано положение о полусеместровой аттестации студентов.

В НТГПИ проводится выездное заседание Совета ректоров вузов Свердловской области.


***

В 1976 году открыта проблемная лаборатория на общественных началах при математических кафедрах. Внештатная лаборатория будет вести исследования по теме лаборатории обучения математики НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР «Разработка содержания математического образования школы будущего». В учебном году в вузе разрабатывалось 43 темы, из них девять – по хоздоговорам, 18 – коллективных, 16 – индивидуальных. Увеличилось число комплексных тем, меньше стало тем-«одиночек».

Годовой отчет НТГПИ об учебно-воспитательной работе

за 1975/76 учебный год


***

За истекший учебный год представили к защите кандидатские диссертации 10 преподавателей. В настоящее время в институте из 265 преподавателей работают 70 дипломированных работников, что составляет 26 % от общего числа преподавателей (в 1972 году было 21 %).

Растет число работников на ряде кафедр. К числу этих кафедр можно отнести кафедры иностранных языков, теоретической физики, общей физики, химии и другие. Заметно повысился удельный вес дипломированных специалистов на кафедрах физико-математического, индустриально-педагогического и других факультетов. Если в 1970 году на физмате работало всего два кандидата наук, то в настоящее время их число на факультете возросло до 14 человек. Появились кандидаты на кафедрах английского и немецкого языков, тогда как до 1973 года на указанных кафедрах не было дипломированных работников.

Годовой отчет института

об учебно-воспитательной работе за 1975/76 учебный год


***

В 1975/76 учебном году разрабатывалось 25 тем по методике вузовского преподавания, по методике школьного преподавания – 26 тем. По материалам исследований были опубликованы в печати сборники статей и отдельные статьи. Всего за год было опубликовано 186 статей объемом 139 печатных листов.

По итогам НИР выпущены сборники статей: «В помощь учителю химии по внеклассной работе», «Проблемы работы классного руководителя с коллективом класса», «Моделирование лексики иноязычных научных текстов», «Экономическое воспитание школьников», «Эколого-морфологические особенности животных», «Возрастание руководящей роли партийных организаций Урала в строительстве социализма», «Художественный метод и творческая индивидуальность писателя».

Отдельные статьи печатались в различных изданиях Ленинграда, Москвы, Волгограда, Вологды, Берлина, Братиславы и других.

Годовой отчет института об учебно-воспитательной работе

за 1975/76 учебный год


Совет ветеранов Великой Отечественной войны

В институте создан Совет ветеранов Великой Отечественной войны, возглавляемый бывшим фронтовиком, проректором по научной работе
П. А. Трифоновым. В Совет вошли преподаватели и сотрудники института, участвовавшие в войне. В планах Совета предусмотрены встречи со студентами. Такие встречи прошли в канун Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота на всех факультетах, а впоследствии были проведены торжественные собрания. На эти собрания приглашались как участники войны, так и ветераны города Нижнего Тагила и области, а также представители воинских частей.

Студенческий клуб института в плане патриотического воспитания организовал работу кинофестиваля на тему «Советский солдат-освободитель», в заключение которого проведено заседание политклуба «Салют, Победа!».

На всех факультетах института проходит обсуждение кинофильмов, вышедших в последние годы и посвященных Великой Отечественной войне, таких, как «Помни имя свое», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие» и многие другие.

В учебных группах обсуждаются книги военных лет. Особенно интересно эта работа развернута на факультете русского языка и литературы. Проведены читательские конференции по книгам Ю. Бондарева «Горячий снег», В. Быкова «Дожить до рассвета», Б. Васильева «В списках не значится» и другим.

В комсомольских группах и на курсах проходят собрания, посвященные памяти погибших воинов-уральцев.

Студенты активно включились в чтение лекций на патриотические темы, связанные с Великой Отечественной войной. Лишь силами студентов прочитано для учащихся школ города и населения области 1860 лекций.

Студенты института включились в работу по сбору материалов для газет и стендов, посвященных Победе. Идет поиск участников 16-й Гвардейской танковой бригады. Проводится большая шефская работа с пионерами в школах области (лекции-беседы «Пионеры-герои», участие в военной игре «Зарница» и т. д.).

Годовой отчет института

об учебно-воспитательной

работе за 1975/76 учебный год


***

23 мая 1976 года состоялось заседание совета института, на котором рассматривался вопрос «О повышении роли факультета общественных профессий в подготовке будущих учителей к внеклассной работе». Этому предшествовала работа комиссии по проверке деятельности ФОПа. Совет отметил, что на факультете организовано достаточное количество различных отделений, но вместе с тем существует ряд недостатков: велик процент пропусков занятий, нет согласованности в работе комиссий, деканаты, кафедры и профсоюзные организации слабо помогают в работе факультета, требует улучшения материальная база отделений (хореографического, фотодела, пионерского дела).

Совет обязал деканат факультета общественных профессий и заведующих кафедрами вуза, шефствующих над отделениями, проанализировать программы занятий с целью их усовершенствования. Предложено усилить контроль за посещением занятий со стороны всех факультетов. В целях улучшения связи со школами, клубами и площадками города включить в состав пионерского отделения педотряды факультетов.


ГОД 1977

Создан учебно-методический совет института. Первый председатель – М. И. Гевирц.

Впервые утвержден план внутривузовских изданий учебно-методической литературы и отпечатаны первые методические разработки.


Готовы в путь: ССО-1977

Каждый год студенты пединститута выезжают на различные стройки области. Вот и нынче в вузе уже сформированы пять строительных отрядов. Четыре из них после экзаменационной сессии отправляются в леспромхоз Свердловского района, где будут возводить жилые дома, укладывать рельсы на узкоколейной железной дороге. Пятый отряд, состоящий из девушек, выедет в Нижнюю Туру для отделки жилья и здания детского комбината.

Н. Паньков.

Тагильский рабочий, 8 августа 1977 г.


ГОД 1978

Образована кафедра истории (заведующий – С. П. Панфилов).

Студенты ХГФ приняли участие в Первой Всероссийской выставке студенческих учебных и творческих работ (Москва).


В лабораториях института

В НТГПИ студенты ФМФ и ИПФ изучают радиотехнику и элементы вычислительной техники, необходимые при подготовке учителя физики, математики и трудового обучения.

Практические навыки конструирования и монтажа, настройки и исследования различных радиоэлектронных устройств, выполненных на современных полупроводниковых приборах и интегральных микросхемах, получают будущие учителя в радиофизических лабораториях кафедры теоретической физики, оборудованных всей необходимой измерительной и контрольной радиотехнической аппаратурой. В этих лабораториях под руководством и. о. доцента В. М. Калыгиной, старшего преподавателя Ф. Г. Риттеля и ассистента В. Т. Бузыкина студенты выполняют курсовые и дипломные работы, проходят подготовку к проведению учебного физического эксперимента, к руководству кружковой и внеклассной работой по радиоэлектронике в средней школе.

Увлеченно, творчески и инициативно, с использованием современного оборудования занимаются студенты научными исследованиями по радиоэлектронике и радиофизике. Интересные результаты получили выпускники этого года: ленинский стипендиат X. Мансуров, И. Карпунин, Н. Катайцев, завершающие свои дипломные работы.

Б. Туманов,

зав. кафедрой теоретической

физики, доцент.

Тагильский рабочий.

9 мая 1978 г.


ГОД 1979

Ноябрь — открыт студенческий профилакторий на 50 мест.


Годы роста

Начало семидесятых годов ознаменовалось пуском нового учебного корпуса, студенческого общежития и столовой на 250 мест. Студенты получили просторные аудитории, читальный зал, второй зал для спортивных занятий, новые лаборатории и кабинеты...

В настоящее время на семи факультетах обучаются 2400 студентов дневного отделения, 1575 заочников, 115 слушателей подготовительного отделения.

Учебный процесс осуществляют 23 кафедры, на которых работают 257 преподавателей, в их числе 82 кандидата наук, 46 отличников просвещения РСФСР и СССР. В большинстве своем это выпускники нашего института, успешно окончившие аспирантуру и выполнившие диссертационные исследования. Наиболее способные из них возглавляют важнейшие подразделения вуза: Н. Б. Вернигор – проректор по учебной работе; Н. Е. Букина, Т. А. Казакова, А. Б. Вилохин – деканы факультетов; В. А. Трофимов заведует кафедрой химии; Б. Н. Туманов руководит кафедрой теоретической физики; В. М. Уваров – кафедрой общетехнических дисциплин.

Нашими преподавателями ежегодно издается около 150 научных работ, выполняется свыше 10–15 практических исследований для предприятий города на сумму от 150 до 200 тысяч рублей. Ведущие ученые института Ю. П. Петров, Н. А. Мезенин, Ю.Р. Вишневский, А. С. Семенов, Э. Ф. Зеер регулярно выступают на всесоюзных и республиканских научных конференциях.

...За сорок лет существования института на дневном отделении подготовлено свыше 9,5 тысяч молодых специалистов и около 16 тысяч человек окончили вуз без отрыва от производства. Восемьдесят процентов учителей, работающих в школах Тагила, – наши выпускники.

В институте четыре ленинских стипендиата, 148 отличников; 722 студента получают только повышенные оценки. Более 400 будущих учителей объединены в педагогические отряды; студенческие строительные отряды института ежегодно осваивают на сооружении сельских объектов свыше 800 тысяч рублей. В числе студентов института 22 мастера и кандидата в мастера спорта, чемпионы мира, СССР, РСФСР. С 1963 года работает факультет общественных профессий. На его 13 отделениях будущие педагоги овладевают искусством организаторской работы с учащимися...

В 1978 году в научно-исследовательской работе приняло участие более двух тысяч юношей и девушек.

В 1978 и 1979 гг. по итогам смотров-конкурсов по профилирующим дисциплинам более 20 студентов награждено дипломами, грамотами и медалями.

В. И. Владимирцев,

ректор НТГПИ

Тагильский рабочий.

14 декабря 1979 г.


ГОД 1980

1008 студентов НТГПИ отработали 21 836 человеко-дней на уборке урожая картофеля и турнепса. Они прочитали 20 лекций, провели дискотеки, вечера отдыха и беседы об институте, перечислили в фонд сельских школ 2 010 р.

457 студентов безвозмездно сдали 94 литра крови. Донорским движением в институте руководит 3. В. Шестакова.


Чтобы стать учителем

Можно ли предупредить случайный и неудачный выбор педагогической профессии? Опыт убеждает: в предотвращении ошибочного шага чрезвычайно важную роль играет профориентация.

НТГПИ имеет опыт профориентационной работы, сложились ее формы и методы, основные направления. Мы знакомим школьников с особенностями учительской профессии, пытаемся формировать у них интерес к воспитательной работе, организуем для абитуриентов профессиональные консультации, изучаем психологические особенности ребят с точки зрения профпригодности.

При институте работают школы юных химиков, физиков, педагогов.

Преподаватели и наиболее подготовленные студенты старших курсов выезжают в районы области, беседуют с будущими выпускниками школ об учительской профессии, условиях приема в вуз. Важную роль играет городское научное общество учащихся (НОУ), возглавляемое доцентом Ю. Р. Вишневским. Занимаясь в НОУ, старшеклассники успешно сочетают учебу с научным поиском; многие выбирают педагогическую профессию и поступают к нам в институт.

Много лет у нас работают очные и заочные подготовительные курсы.

Особое внимание мы уделяем подготовке к поступлению в институт выпускников сельских школ.

Ректорат института подготовил совместный с ГорОНО и школами план работы по ориентации учащихся на профессию педагога.

Ориентация школьников на учительскую профессию – дело большой государственной важности. И успех его зависит от общих, совместных усилий педагогического института, органов просвещения, руководителей общеобразовательных школ, учительских коллективов.

Л. Ткаченко,

старший преподаватель НТГПИ.

Тагильский рабочий.

15 января 1980 г.