ГОД 1981
Создан Совет по правовому воспитанию.
В строительных отрядах «Ассоль», «Альтаир», «Гренада», «Палитра», «Ровесник» участвовали 124 студента. Ими отремонтированы 20 км железнодорожных и 1000 м подкрановых путей, 22 жилых двухквартирных дома и один большой клуб; освоено 750 тыс. рублей и перечислено в Фонд мира 3800 рублей; студенты прочитали 70 лекций, дали 70 концертов и провели 55 дискотек.
Школьникам об экономии
В Нижнетагильском педагогическом институте за последние годы сложилась определенная система в подготовке студентов к экономическому воспитанию школьников. Началом работы послужило создание более 12 лет назад научно-методического студенческого кружка при кафедре политэкономии. Поскольку кружок приступил к решению педагогических проблем экономического воспитания, установился контакт с кафедрой педагогики и психологии.
В деятельности кружка принимают участие в основном студенты химико-биологического факультета, но с каждым годом к его работе все больше приобщаются юноши и девушки и с других факультетов института.
Сообща решаются проблемные вопросы, связанные с формированием у детей экономически осознанного отношения к труду, материальным ценностям, рациональному использованию учебного и свободного времени. И надо сказать, что определенные успехи достигнуты. Члены кружка успешно проводят лекционную пропаганду экономического воспитания в школьных и внешкольных педагогических коллективах, среди родителей. Более двухсот лекций ежегодно готовят и читают студенты в самых различных массовых аудиториях. А руководит всей этой многогранной работой доцент кафедры политэкономии, кандидат экономических наук П. А. Шемякин. Не отказывают в консультациях членам кружка и преподаватели химико-биологического факультета В. А. Попов, Л. Д. Шляпников, В. И. Шилов, Л. Г. Лавинский, З. П. Аверина и другие.
Помимо устной и письменной агитации и пропаганды экономического воспитания студенты проводят диспуты, конференции, деловые конкурсные игры.
Тагильский рабочий.
14 января 1981 г.
Студенты НТГПИ – лауреаты конкурса
Недавно из Москвы и Ленинграда возвратились участники всероссийского и всесоюзного конкурсов студенческих рефератов по общественным наукам Вера Делидова, Нина Зверева, Наталья Лукьяненко и Ольга Сидорова.
Наш корреспондент Л. Абрамов беседует с лауреатами:
– Тагильчанам приятно узнать, что в таком представительном конкурсе (на нем были тысячи рефератов только из Российской Федерации) четыре студентки нашего педагогического института удостоены звания лауреатов, награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. Расскажите, пожалуйста, о конкурсе, его заключительных турах, характере ваших рефератов, их тематике.
Вера Делидова (ХБФ):
– Конкурс проводится Минвузом и ЦК ВЛКСМ каждые два года. После институтского тура на областной были представлены 20 рефератов тагильчан. Пять из них жюри отобрало для республиканского тура (всего от вузов Свердловской области направлены 22 работы). И вот в декабре четверо авторов были вызваны в Москву, затем трое из них поехали в Ленинград на всесоюзный тур.
Нина Зверева (ХБФ):
– Все рефераты были связаны с жизнью нашего города, его историей. Моя совместная работа с Верой Делидовой представляла собой обобщение пятилетнего опыта тагильских партийной и комсомольской организаций, всех тагильчан по развитию новой традиции – Дня города. Мы попытались показать комплексный характер этого праздника и подготовки к нему: трудовые почины, благоустройство города, борьбу за образцовый общественный порядок.
Реферат Ольги Сидоровой, выпускницы филологического факультета, был посвящен обобщению опыта комсомольской организации школы № 48 по воспитанию учащихся на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина. Оля в течение нескольких лет была секретарем комсомольской организации этой школы. Научные руководители рефератов – зав. кафедрой философии Ю. П. Петров и доцент этой кафедры Л. А. Марголин.
Студентка исторического факультета Наталья Лукьяненко под руководством декана факультета Н. Ф. Плотникова работала над темой «Обострение классовой борьбы на Урале в период наступления социализма по всему фронту (1926–1932 гг.)».
Наталья Лукьяненко (ИФ):
– В. Делидова и Н. Зверева стали лауреатами республиканского тура и награждены почетными грамотами ЦК ВЛКСМ по итогам всесоюзного тура. Такими же наградами отмечен реферат О. Сидоровой. Моя работа удостоена почетной грамоты по итогам республиканского тура.
Тагильский рабочий.
16 января 1981 г.
ГОД 1982
Введена непрерывная педагогическая практика студентов.
Открыта кафедра методики физики и ТСО (заведующий – Л. И. Вишневский).
Смотр студенческих талантов
В ДК «Юбилейный» прошел смотр художественной самодеятельности НТГПИ по программе областного фестиваля студенческого творчества. Он посвящался 60-летию образования СССР и XIX съезду комсомола.
Разнообразие жанров, тщательная подготовка участников, стремление их к мастерству превратили смотр в большой и яркий праздник. Чтение прозы Л. Н. Толстого Татьяной Останиной, почти виртуозная игра на скрипке Юлии Растворовой, выступление иллюзиониста, члена Московской ассоциации фокусников Романа Биктагирова отличались высоким уровнем исполнения.
Многие участники смотра награждены дипломами организаторов фестиваля. Среди них инструментальный дуэт двух Сергеев – Брюханова и Швецова, коллектив молодежного театра под руководством декана факультета общественных профессий Михаила Михайлова, вокально-инструментальный ансамбль.
Победители институтского смотра будут представлять наш город на заключительном концерте, который состоится в мае в Свердловске.
С. Клевакин, студент НТГПИ.
Тагильский рабочий.
24 апреля 1982 г.
ГОД 1983
Посвящается К. Марксу
Научно-практическая конференция, посвященная 165-летию со дня рождения гениального мыслителя и пламенного революционера Карла Маркса, прошла в педагогическом институте.
После вступительного слова проректора по научной работе доцента И. Ф. Карпенко были заслушаны доклады профессоров А. Ф. Беликова и И. М. Федорина, доцентов кафедры философии Л. А. Марголина и Ю. П. Петрова. В них показано непреходящее значение главного труда К. Маркса – «Капитал», многосторонние связи К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими революционерами, затронуты проблемы идеологической борьбы, образования и образа жизни.
И. Кроневальд,
кандидат философских наук.
Тагильский рабочий.
10 мая 1983 г.
ГОД 1984
Институт получил в аренду здание на пр. Мира, 25, куда переехал художественно-графический факультет.
В результате реорганизации на ХГФ образованы кафедра живописи (заведующая – Л. П. Филатова), кафедра рисунка (заведующий – А. И. Коридоров) и кафедра черчения (заведующий – Н. М. Рябков).
Шефы из педотряда
Крепкая дружба связывает студентов ФМФ пединститута с мальчишками третьего интерната детского дома № 1. Все началось с практики на факультете общественных профессий, а зачем комсомольцы стали считать своей важной и постоянной задачей работу с нашими ребятами.
Нынешней осенью пятнадцать девушек во главе с Наташей Никулиной пришли и сказали: «Мы – педагогический отряд. Будем работать в вашем интернате. Как думаете, справимся?» Энтузиазм студенток не оставлял сомнения в том, что они справятся. К тому же рядом с ними воспитатели, люди опытные, помогут.
Начали с того, что детально познакомились с планом воспитательной работы детского дома и интерната, определили свои задачи, хоть при огромной занятости в пединституте и сложно было выкроить время. Решили заниматься с ребятами после уроков, по вечерам в обычные дни и днем по воскресеньям. За год успели немало: провели митинг-концерт «Дело мира – в наших ручках», пионерскую игру «Будь готов!», организовали конкурсы рисунков и стенгазет, несколько раз выступали перед ребятами с концертами. Участвовали в общеинтернатских линейках, собраниях, ходили в кино и театры, помогали ученикам готовить домашнее задание.
Апрель – последний месяц работы в интернате. По плану студенты проведут вечер в честь Дня космонавтики, примут участие в коммунистическом субботнике и торжественной линейке, посвященной дню рождения В. И. Ленина. А затем – подготовка к сессии и летняя педагогическая практика в пионерских лагерях. Хочется от всей души пожелать нашим друзьям успехов.
Л. Вишневская,
заведующая интернатом № 3.
Тагильский рабочий.
12 апреля 1984 г.
***
Ректорат, деканаты, кафедры, приемная комиссия и комиссия по профориентации использовали в 1984 году разнообразные формы довузовской подготовки выпускников школ города и области к поступлению в педагогический институт: кружки, научные общества учащихся и школы учащихся по специальностям – школа юного физика и математика, школы юных химиков, школа юных лингвистов, школа юного художника. Два факультета имеют опыт организации таких школ за пределами города: физико-математический факультет в г. Невьянске и исторический факультет в поселке Новоасбесте. Основная трудность работы таких школ – формирование и сохранение постоянного состава слушателей, что требует встречной инициативы со стороны руководителей школ и органов народного образования.
Отчет об учебно-
воспитательной работе НТГПИ за 1984/85 учебный год
ГОД 1985
Открыт факультет начальных классов (в 1986 г. переименован в факультет педагогики и методики начального образования – ПиМНО). Первый декан – Н. Л. Вычегжанина.
27 марта 1985 года проведен День открытых дверей для учащихся районных школ Свердловской области и 4 апреля для учащихся выпускных классов школ Нижнего Тагила. С институтом и его факультетами познакомились 308 иногородних учащихся и 162 школьника-тагильчанина, всего 470 человек, что на 160 больше, чем в 1984 году.
Отчет
об учебно-воспитательной работе НТГПИ
за 1984/85 учебный год
ГОД 1986
Открыты кафедра информатики и вычислительной техники (заведующий – В. М. Воронин) и кафедра педагогики и методики начального обучения (заведующий – С. А. Аничкин).
В результате реорганизации кафедры педагогики и психологии открыты кафедра педагогики (заведующий – Б. П. Шемякин) и кафедра психологии (заведующий – А. М. Аверин).
Открыта кафедра машиноведения (заведующий – В. В. Петренев).
«Телемост» – это интересно
«Факультет иностранных языков проводит телемост СССР – ФРГ. Приглашаются все желающие» – такое интригующее объявление можно было видеть накануне события в вестибюле педагогического института. К радости опоздавших, «телемост» проходил при открытых дверях. В подготовке этой новой игры-диспута приняли участие многие студенты и преподаватели факультета. Немалый вклад в успешное проведение вечера внесли доцент кафедры философии И. И. Кроневальд и старший преподаватель Ю. В. Шарманов, выполнявшие обязанности ведущих по обе стороны «телемоста». Группы студентов представляли своих сверстников из двух стран: СССР и ФРГ. Тон всей встрече был задан демонстрацией фильма о XII Всемирном молодежном форуме в Москве. И вот «эфир» соединяет во многом похожих и во многом отличающихся друг от друга людей. Откровенно задаются вопросы на самые жгучие и ждущие ответа проблемы сегодняшнего мира. Политика и искусство, свободное время молодежи и права человека – защищай свою точку зрения! А в перерывах звучат песни на русском и немецком языках в исполнении студентов. То и дело раздается дружный смех. Господствуют остроумие и доброжелательность, не мешающие, впрочем, принципиально отстаивать свои позиции.
Игра? Да, но не только!
Наверное, появление этого «телемоста» – признак возрождения такой плодотворной, но несправедливо забытой формы воспитания и обучения, как диспут. В какой-то мере «теледискуссия» явилась практическим занятием сразу по комплексу общественных дисциплин, изучаемых студентами. Попытка применить на деле (пусть даже в игре) свои знания, в общем, удалась. Найдена еще одна форма идеологического воспитания и общественно-политического обучения молодежи. Ну и, в конце концов, «телемост» – это просто очень интересно.
Д. Круковский.
Тагильский рабочий.
18 декабря 1986 г.
ГОД 1987
Успеваемость студентов института составляет 89,2 %, что соответствовало уровню конца 60-х гг. Общий показатель качественной успеваемости равняется 38,2 %, отсев студентов вырос до 10,8 %.
На любой вопрос
Традиционной формой политического просвещения студентов стали вечера вопросов и ответов по проблемам внутренней и внешней политики СССР в читальном зале библиотеки педагогического института.
В частности, студенты спрашивали: почему наши спортсмены не едут на XXIII Олимпийские игры в США, как отразится реформа общеобразовательной и профессиональной школы на учебных планах института, каковы причины возникновения вещизма?
Обстоятельными и интересными по форме были ответы членов общества «Знание» доцента Г. П. Архипова, старшего преподавателя А. К. Безденежных, доцента И. И. Кроневальда, лектора-международника В. А. Милостивенко, заведующего кафедрой физвоспитания Г. В. Рыжкова.
К. Иванов.
Тагильский рабочий.
1 июня 1987 г.
ГОД 1988
13 октября – впервые на альтернативной основе ректором НТГПИ избран заведующий кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, выпускник факультета иностранных языков НТГПИ 1973 г. В. И. Смирнов.
Кафедра истории разделена на кафедру истории СССР (в 1991 г. переименована в кафедру отечественной истории) (заведующий – В. А. Сурин) и кафедру всеобщей истории (заведующий – В. М. Кириллов).
ГОД 1989
Кафедра химии разделена на кафедры неорганической химии и методики преподавания химии (заведующий – А. С. Семенов) и органической и физической химии (заведующий – В. А. Трофимов).
Открыт факультет довузовской подготовки и профессиональной ориентации (ФДППО). Декан – А. А. Сиялов. В состав ФДППО вошли вечерний городской и заочный областной педагогические лицеи, заочные подготовительное отделение и пропедевтические курсы для учителей со средним профессиональным образованием.
Введен в эксплуатацию блок «А» общежития № 3.
Реконструирован актовый зал института.
Проведено первое выездное расширенное заседание Ученого совета института в Черноисточинском спортивно-оздоровительном лагере для выработки стратегии и тактики развития НТГПИ.
Притяжение альма-матер
Нижнетагильскому педагогическому институту исполнилось 50 лет. Из всех учителей, работающих сегодня в Тагиле, 92 процента получили образование в НТГПИ. Тесен показался актовый зал вуза в этот день и виновникам торжества, и многочисленным гостям.
Добрые слова сказали имениннику секретарь горкома партии С. Ф. Барков, председатель горисполкома В. А. Чердынцев.
Секретарь обкома КПСС Н. А. Талалаев вручил коллективу почетную грамоту...
Встреч в тот день было немало. Ну кто бы мог подумать, что найдутся сразу семь выпускников 1941 года, самого первого выпуска? Григорий Романович Скоробогатов, например, приехал из Ташкента. Вот, оказывается, как сильно притяжение альма-матер.
Еще когда днем проходила по этажам института, обратила внимание на множество телеграмм, прикрепленных на стенды. Весточки из Москвы, Красноуфимска, Алма-Аты и Смоленска, Днепропетровска и Краснотурьинска...
А сколько поздравлений – в стихах и прозе, танцевальных и музыкальных, звучат сегодня на сцене!..
Ведущий приглашает на сцену трех ректоров Нижнетагильского педагогического: Михаила Матвеевича Кожевникова, Владимира Ивановича Владимирцева и Владимира Ивановича Смирнова, в разные годы возглавлявших институт. Чем не исторический момент?
Они вручают символический ключ мастерства нынешним студентам. Придут ли те поклониться своей альма-матер, например, в 2014 году, в год 75-летия института? А пока в зале зачитывается и принимается обращение к поколению преподавателей, сотрудников и студентов двадцать первого века. Оно будет запаяно в капсулу, которую решено вскрыть через четверть столетия.
Ольга Хлопотова.
Тагильский рабочий.
13 декабря 1989 г.
ГОД 1990
Введен в эксплуатацию блок «Б» общежития № 3.
Введен в эксплуатацию четырехэтажный учебный корпус для исторического факультета. Здание построено хозспособом.
Разработан и утвержден Устав института.
Сверх плановых норм набора институт начал прием студентов на коммерческой основе с полным возмещением затрат за обучение юридическими лицами (с 1994 г. разрешено заключать договоры с физическими лицами).
|