Год 1991

Впервые в НТГПИ самостоятельно разработаны и утверждены учебные планы по всем специальностям с учетом современных требований, мнений студентов, преподавателей вуза и школьных учителей. Руководитель творческой группы – С. А. Ноздрин.

По инициативе НТГПИ создан городской учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК), в состав которого вошли управление образования Нижнего Тагила со всеми подведомственными образовательными учреждениями, нижнетагильские педагогические училища № 1 и № 2, Нижнетагильский индустриально-педагогический техникум.

При институте открыта средняя профильная школа № 75 (педагогический лицей). Директор – Л. Г. Кузнецова.

Открыта кафедра методики преподавания истории (заведующий – П. Г. Постников).

В результате реорганизации общественных кафедр сформированы кафедра философских наук (заведующий – В. Т. Шапко) и кафедра политэкономии и истории (заведующий – А. Ф. Беликов), переименованная в 1995 г. в кафедру экономики.

Прекратили свое существование институтские организации КПСС и ВЛКСМ.


Идет опыт

В городе продолжается эксперимент «Педучилище – педвуз».

В его рамках 6–7 мая проводилось психолого-педагогическое собеседование с выпускниками педучилища № 1 1991 года, которые впервые будут приняты на заочное отделение факультета ПиМНО на сокращенный срок обучения.

Выпускникам училища были предложены нестандартные педагогические ситуации, в решении которых были необходимы знания не только самой педагогики, но и психологии и основ педмастерства. Будущие учителя прекрасно справились с первыми трудностями, проявив при этом также находчивость, смекалку и определенную смелость.

Газета «Учитель».

17 мая 1991 г.


ГОД 1992

Открыта кафедра английской филологии (заведующая – Т. А. Казакова).

По инициативе ректората НТГПИ проведена организационно-деятельностная игра с целью разработки модели городского учебного округа.


Без распределения?

Что ждет выпускников этого года, куда пойдут они работать? Такой вопрос мы адресовали Нине Борисовне Вернигор, проректору НТГПИ по учебной работе.

– В этом году трудоустройство выпускников значительно отличается от того, к которому мы привыкли. Понятия «распределение» больше нет, и комиссии по трудоустройству, которую возглавляет ректор, предстоит считаться с желанием выпускников, их возможностями. На выбор имеется три варианта: 1) выпускнику предлагается место работы; 2) он является в комиссию с готовым контрактом (договором); 3) предпочитает «свободное» трудоустройство. Есть и четвертый вариант, но мы еще не сталкивались с ним – когда выпускник вручает свою судьбу бюро по занятости населения.

«Заказчик» может предложить те или иные условия договора. Кстати, договор пока является более предпочтительной формой, чем контракт. Но мы уже знаем случаи, когда договоры расторгаются. Наше ГУНО никаких особых условий по сравнению с прошлыми годами не предлагает, далекие «заказчики» пощедрее.

Контрактно-договорная система заставляет учителя добиваться более высокой квалификации, это хорошо, но можно предвидеть и безработицу учителей...

Учитель.

25 июня 1992 г.


ГОД 1993

НТГПИ перешел на преимущественно целевой набор студентов –
75% мест выделяется лицам, заключившим договор с муниципальными органами управления и учреждениями образования.

На факультете педагогики и методики начального образования создана кафедра эстетического воспитания младших школьников (заведующая – Л.В. Лузина).


Нижнетагильский педагогический на грани кризиса.

Требуется финансовая помощь

За девять месяцев нынешнего года Министерство образования задолжало нашему педвузу около 200 миллионов рублей. Например, в мае институт получил всего лишь три миллиона вместо требуемых 40–45. Тогда пришлось ректорату для выплаты заработной платы преподавателям и стипендии студентам занять деньги у города. Хорошо, без процентов. Кроме того, из-за отсутствия средств институт отказался от выездных студенческих практик, заморозил ряд платежей, отложил до августа ремонт столовой, студенческого общежития, отопительной системы, на которые требовалось более 50 миллионов рублей.

Согласитесь, при таком положении становится сложнее работать только «за идею». Не стоит забывать, что преподаватели тоже люди и им необходимо жить и содержать семью. Вот и уходят многие из них, причем, высококвалифицированные – туда, где заработок значительно выше и стабилен. Студентам сложнее – их стипендии хватает лишь на 20 (!) скромных обедов...

– По всей видимости, наши требования настолько надоели министру финансов, что он предложил передать вузы на местное финансирование, – говорит ректор пединститута В. И. Смирнов. – Если это произойдет, то трудно даже предположить, что будет. Нарушится вся образовательная система в России, и желающие не смогут учиться там, где захотят...

Положение на грани кризиса. Что принесет завтрашний день: забастовку или стабильность? Однако, несмотря на все сложности, педвуз должен выжить...

Оксана Романова.

Тагильский рабочий.

20 октября 1993 г.


Так мы живем

Коллектив НТГПИ уже к началу осени хорошо понимал всю тяжесть финансового положения вуза, но, тем не менее, отказывался от участия во всеобщей забастовке, планировавшейся на 12 октября.

Несмотря на это явление лояльности и даже поддержки Президенту и правительству в тревожные дни конца сентября – начала октября, наша ситуация нисколько не улучшилась, к началу ноября ее уже можно было назвать критической.

Деньги из центра на зарплату и стипендии перечисляются нам из расчета «летнего» прожиточного минимума – 4,5 тысячи рублей, стипендия в октябре была выплачена за счет аванса сотрудников, в ноябре аванса не было вовсе, в декабре зарплату получали по частям.

Ректор НТГПИ В. И. Смирнов считает, что в ближайшее время улучшения ждать не приходится, ведь для российского правительства сейчас гораздо важнее отдать намеченные миллиарды на политические кампании, а выплату зарплаты и стипендий, их корректировку министр финансов называет «популистскими мерами».

Надо отдать должное мужеству и терпению коллег-преподавателей, сотрудников и студентов, но всему на свете есть предел. Третьего декабря на конференции трудового коллектива присутствующие тайным голосованием ответили «да» однодневной предупредительной забастовке, которая состоится после пятнадцатого декабря.

Учитель.

17 декабря 1993 г.


ГОД 1994

6 марта – получена государственная лицензия на право образовательной деятельности.

Открыта кафедра методики трудового обучения (заведующий – В. М. Уваров)

Утвержден новый Устав НТГПИ. В институте действуют 8 факультетов и 30 кафедр.

В. И. Смирнов избран конференцией трудового коллектива института на второй пятилетний срок пребывания в должности ректора.

НТГПИ заключил Генеральное соглашение о взаимодействии с Департаментом образования Администрации Свердловской области.

По инициативе института распоряжением Главы г. Нижний Тагил Н. Н. Диденко организован Экспертный совет по педагогическим инновациям. Председатель – С. А. Ноздрин.

Заключено соглашение с Институтом устойчивых сообществ (США, штат Вермонт) о разработке содержания, форм и методов организации экологического образования в Нижнем Тагиле и получен грант в размере 28 тыс. долларов.

Открыто представительство исторического и художественно-графического факультетов НТГПИ в Межрегиональном учебном центре г. Анапа.


Поспешай медленно

Двадцать первого апреля в помещении ректората НТГПИ состоялось заседание экспертного совета, на котором рассматривались заявки на получение статуса экспериментальной площадки школ № 81, 28, комплекса «педучилище № 1 – детский сад № 28» и отдельно школы искусств города Нижняя Салда. Статус был присвоен всем, но с серьезными замечаниями и условием в месячный срок предоставить свои материалы в переработанном виде.

Понятно желание школ поскорее получить вожделенное звание, но, как отмечает председатель экспертного совета УНПК С. А. Ноздрин, почти всем претендентам присущ один грех: свои, порой великолепные идеи школы не могут осмыслить научно. Программы составлены неумело, формулировки тем расплывчаты, цели и задачи эксперимента не обозначены. Но главное – практически никто не имеет критериев оценки результатов.

Естественно, что учителя и руководители средней школы не имеют достаточной подготовки к научно-исследовательской работе, а количество научных руководителей значительно ниже спроса...

К слову, такие пионеры новационной деятельности, как 86-я или 51-я школы, готовились защищать свои достижения более двух лет, тщательно проверяя все моменты программ и ни на минуту не забывая о великой ответственности педагога при эксперименте над живыми людьми. А у торопящихся «остепениться» за полгода-год претендентов этот великий принцип, видимо, заслоняется другими, пусть и очень уважительными соображениями. Что и бросается в глаза при рассмотрении представленных документов.

Учитель.

20 мая 1994 г.


ГОД 1995

Учреждены звания «Профессор НТГПИ» и «Доцент НТГПИ».

Сентябрь – делегация преподавателей НТГПИ приняла участие в XXIV Североамериканской конференции по проблемам экологического образования.

Декабрь – в институте проведена международная конференция «Экологическое образование в условиях крупного промышленного города», в которой приняло участие более 150 человек, представлявших два штата США и 24 региона России.

Институт перешел на новые учебные планы, разработанные творческими коллективами факультетов и кафедр на основе Государственных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования. Ученый совет института принял решение о сохранении моноуровневой системы подготовки специалистов.

Получен грант Агентства США по международному развитию через фонд «Евразия».


ГОД 1996

Государственное финансирование института составило 28,7 % от расчетной суммы.

Реконструировано общежитие № 1, куда переведены ФИЯ и факультет ПиМНО.

Утверждены «Изменения и дополнения к Уставу НТГПИ», принятые в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в РФ».


Результаты выполнения научно-исследовательских работ

В отчетном году ректорат, кафедры значительное внимание уделили вопросам координации научно-исследовательских работ, направленных на решение педагогических проблем высшей и общеобразовательной школы, а также проблем естественнонаучного и гуманитарного характера.

В настоящее время коллектив преподавателей института разрабатывает 19 научных тем, из них 2 темы на основе хозяйственных договоров. Остальные 17 тем разрабатываются на инициативной основе или по приказу ректора.

Институт в выполнении НИР, финансируемых Министерством общего и профессионального образования из средств федерального бюджета, участия не принимал. По своей направленности и содержанию исследования подразделяются следующим образом:

1. Научно-методические исследования кафедр института, направленные на решение психолого-педагогических проблем в образовательных учреждениях, – 9 тем (разрабатывает 11 кафедр).

2. Исследования, направленные на совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза, – 6 тем (разрабатывает 8 кафедр).

3. Исследования в области общественных, гуманитарных и естественных наук – 4 темы (разрабатывает 6 кафедр).

С целью совершенствования научно-исследовательской работы на базе учреждений народного образования города и области в отчетном году на основе двухсторонних договоров кафедрами института было выполнено краткосрочных научно-исследовательских и научно-методических работ на сумму 2,8 млн рублей. Опыт координации совместных усилий института и учреждений образования по разработке психолого-педагогических и методических проблем приводит к существенному улучшению качества научно-исследовательской работы, быстрому внедрению ее результатов в практику.

По материалам всех тем НИР преподавателями института опубликовано 2 монографии, 4 сборника научных трудов преподавателей, студентов, 3 учебных пособия, 181 статья, 28 методических рекомендаций. По результатам НИР в международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях, симпозиумах и совещаниях приняли участие 96 преподавателей.

Научно-исследовательским сектором института в 1996 году выполнялось 2 хоздоговорные темы общим объемом 24 млн.рублей. Разработка тематики хоздоговорных работ осуществлялась по следующим направлениям: разработка, изготовление, поставка, монтаж и наладка радиоволновых устройств контроля прохода туннелей; разработка, изготовление и выполнение пуско-наладочных работ радиоволнового датчика обнаружения прохода вагоном створа ворот вагоноопрокидывателя.

По результатам НИР обновлено 165 лекций, 98 лабораторных и практических работ, выполнено 312 курсовых и 61 дипломная работа.

Из отчета о научной деятельности НТГПИ за 1996 год


ГОД 1997

На Ученом совете института утверждена «Программа развития НТГПИ на 1997–2002 гг. и на перспективу», разработанная научно-творческим коллективом в составе В. И. Смирнова, С. А. Ноздрина, А. Б. Вилохина, Л. И. Кирилловой, А. А. Сиялова.

Учреждено звание «Заслуженный работник НТГПИ». Первыми этого звания удостоены А. Ф. Беликов, Ю. П. Петров, А. Д. Прозорова, И. М. Федорин и 3. В. Шестакова.

Объявлен конкурс грантов Ученого совета НТГПИ для поддержки наиболее значимых для вуза научных тем.

Научная библиотека института переведена из третьей во вторую категорию.

Институт получил доступ к всемирным компьютерным сетям Интернет.

Открыто представительство ХГФ в г. Каменске-Уральском.


Состояние кадрового обеспечения образовательного Процесса

На 30 кафедрах института работают 303 преподавателя, в том числе: 7 докторов наук (из них 1 имеет ученое звание профессора, 5 избраны на должность профессора и 1 имеет ученое звание доцента и работает в этой должности); 3 кандидата наук, профессора (из них 1 – действительный член Академии педагогических и социальных наук); 81 доцент, кандидат наук; 22 кандидата наук, избранных на должности доцента; 3 доцента, не имеющих учёной степени; 6 кандидатов наук, работающих в должности старшего преподавателя. Всего лиц, имеющих ученые степени и звания, – 122 человека, что составляет 40,2 % от общего числа профессорско-преподавательского состава.

В настоящее время 27 кафедр возглавляют лица, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, 14 кафедр (46,7 %) института имеют в своём составе более 50 % дипломированных специалистов; на художественно-графическом факультете преподавателями работают 12 членов Союза художников РФ; 70 преподавателей института (23,1% %) имеют университетское образование. За последние годы существенно возросло число дипломированных специалистов на кафедрах всеобщей и отечественной истории, философских наук, русского языка, английской филологии.

Средний возраст профессоров, докторов наук составляет 63,6 года, доцентов 50,4 года, старших преподавателей 39,2 года, преподавателей и ассистентов 24,4 года. В целом возрастная характеристика профессорско-преподавательского состава института выглядит следующим образом: средний возраст преподавателей – 44 года; 59,3 % работающих имеют возраст свыше 40 лет; 49 дипломированных специалистов составляют лица пенсионного возраста, работающие по штатному совместительству.

Высокий качественный состав научно-педагогических кадров имеют кафедры: физики (71,4 %), ботаники (60%), органической химии (62,5 %), основ медицинских знаний и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей (60 %), английской филологии (62,5 %), литературы (54,5 %), русского языка (52,9 %), всеобщей истории (71,4 %), отечественной истории (81,8 %), философских наук (64,2 %), политической экономии и истории (71,4 %).

Отчет

о научной деятельности НТГПИ за 1997 год


ГОД 1998

Институт впервые прошел государственную аттестацию. Издан приказ МОиПО РФ о признании института аттестованным по всем специальностям.

В аспирантурах обучается 62 сотрудника НТГПИ за счет средств института; над докторскими диссертациями при поддержке вуза работают 11 преподавателей.

Получена лицензия на осуществление издательской деятельности в НТГПИ.

В результате реорганизации на ФМФ образованы кафедра математики и методики преподавания математики (заведующий – Ю. М. Филимонов) и кафедра физики и методики преподавания физики (заведующий – Е. Э. Фискинд).

Открыто представительство ФИЯ в г. Серове.


Выполнение НИР в рамках международного Сотрудничества

В 1994 году в рамках российско-американского проекта по охране окружающей среды в г. Нижний Тагил институт заключил соглашение с Институтом устойчивых сообществ (шт. Вермонт, США) о разработке содержания, форм и методов организации экологического образования в городе со сложной экологической обстановкой. Для разработки содержания экологического образования, подготовки учителей институту был выделен грант в размере 28 000 долларов США. В 1998 году сумма выделенных средств составила 5000 долларов США.


***

В соответствии с соглашением проблемной творческой группой преподавателей института разработано: 10 учебных программ для учащихся 5-11 классов и учреждений дополнительного образования, учебные пособия для учащихся 5-9 классов, методические рекомендации для учителей общим объемом 20 п. л., осуществлена опытно-экспериментальная работа, обеспечившая апробацию программ и учебных пособий в девяти школах Нижнего Тагила.


***

В рамках полученного от фонда Форда гранта в объеме 167 млн. рублей (в 1998 году объем выделенных средств составил 5000 долларов США) проводится исследование по теме «История репрессий на Урале: идеология, политика, практика». По результатам НИР подготовлена к печати монография, сборник научных трудов, проведена конференция.

Продолжаются контакты ученых института с зарубежными партнерами: в рамках соглашения с Академией повышения квалификации учителей (г. Кальв, Германия), программы культурного обмена общества «Россия – Франция» четыре преподавателя участвовали в зарубежных поездках с целью обмена педагогическим опытом, знакомства с образовательными учреждениями, проведения занятий и дискуссий по проблемам образования.

Стажировку в Академии повышения квалификации учителей в г. Кальв (Германия) прошли 2 преподавателя кафедры немецкого языка.

В отчетный период 6 студентов факультета иностранных языков в рамках программ обмена побывали в США, Канаде, Великобритании, Германии и других странах. Большинство этих поездок финансировалось за счет средств спонсоров.

Отчет

о научной деятельности

НТГПИ за 1998 год


ГОД 1999

15 февраля – По результатам государственной аттестации НТГПИ получил свидетельство о государственной аккредитации, дающее право выдавать выпускникам вуза диплом о высшем образовании государственного образца.

В институте работают 289 преподавателей, в том числе 6 докторов, 107 кандидатов наук и 12 членов Союза художников.

План набора абитуриентов – 595 на дневном и 300 на заочном отделениях. Всего на 1 июня в НТГПИ обучается 4481 человек, из них 2859 – на дневном отделении восьми факультетов и 1622 – на заочном отделении шести факультетов.

Книжный фонд научной библиотеки института (заведующая – В. И. Коновалова) составляет более 470 тысяч экземпляров.

Март – проведена научно-практическая конференция «НТГПИ: 60 лет в отечественном педагогическом образовании».

Май – студенческая агитбригада совершила автопробег по шести городам Горнозаводского округа.

27 июня – в НТГПИ проведен торжественный выпуск 25-тысячного специалиста с высшим педагогическим образованием.

1–2 октября институт празднует свой шестидесятилетний юбилей.


В XXI век – с прежним ректором

Решение вопроса об избрании ректора НТГПИ принималось результатами тайного голосования. В соответствии с заявлением ректора института В. И. Смирнова ученый совет разработал положение о порядке избрания ректора пединститута на новый срок. По этому поводу состоялась конференция преподавателей, сотрудников и студентов НТГПИ.

В поддержку кандидатуры ректора на новый пятилетний срок выступили деканы факультетов, заслуженные работники НТГПИ, члены президиума. Оценена работа В. И. Смирнова не только как руководителя вуза, главного организатора, но и как ученого, автора учебника «Педагогика», члена-корреспондента Международной академии педагогических наук. Большинством голосов (за – 110, против – 3) Владимир Иванович Смирнов был переизбран на должность ректора НТГПИ на новый срок.

Л. Горина.

Тагильский рабочий.

17 марта 1999 г.


Классная компания

В среду в бывшем Доме политпросвещения чествовали лучших представителей педагогической школы Нижнего Тагила.

Именно «школы», в смысле сложившейся образовательной системы со своими традициями и устоями. Повод к празднику более чем серьезный – шестидесятилетие Нижнетагильского государственного педагогического института.

Грамоты правительства области лучшим представителям «педа», как старым, так и молодым, вручали ректор НТГПИ В. И. Смирнов и управляющий Горнозаводским округом В. Ф. Бок. Вместе с теплыми словами приветствий каждому из награжденных достались подарочное издание о Нижнем Тагиле и роза.

Тагильский рабочий.

6 октября 1999 г.


ГОД 2000

Создан отдел производственной практики.

Созданы Штаб труда, возглавляемый О. Ю. Кузнецовой – ветераном ССО «Родник», студенческий совет (председатель С. С. Петрова).

Открыт выставочный зал для проведения выставок достижений студентов и преподавателей института.

Проведена конференция «Экологическое образование в условиях крупного промышленного города».


***

...В городе уже существует движение «Юный тагильчанин» («Юнта»). В прошлом году состоящие в нем школьники участвовали в игре, посвященной нашему краю. Итоги станут скоро известны, но сегодня ясно одно: «юнтикам» нужны старшие наставники и помощники. Так по инициативе студенческого совета НТГПИ и решили создать дружину вожатых, которые будут шефствовать над своими младшими товарищами в образовательных учреждениях. А конкретно – «способствовать развитию детско-юношеских объединений, поддерживать культурное наследие русского народа, воспитывать любовь к семье и стране, пропагандировать здоровый образ жизни...» Когда-то на сцене звучали пионерские клятвы, теперь торжественное обещание дают командиры вожатских групп, появившихся в педагогическом институте. Получив значки, представители студенческой общественности с гордостью сели в президиум.

Важно, что работа обеих организаций будет находиться под контролем администрации города. «Историческим моментом» признали подписание главой Нижнего Тагила Н. Н. Диденко и ректором НТГПИ В. И. Смирновым соглашения о совместной деятельности, которое зал встретил дружными аплодисментами. Они еще больше усилились во время поздравлений, исполненных в виде стихов и песен ребятами из «Юнты»...

Теперь студентам будет где развернуться и проявить свои педагогические способности: юные тагильчане с нетерпением ждут «Юность Тагила» у себя в школах. Кстати, это движение открытое, в него сможет вступить любой желающий.

Мария Кузнецова.

Тагильский рабочий.

21 ноября 2000 г.