Об институте


Дневник музейно-архивной практики

09.04.2015 С 23 марта по 4 апреля студенты 2 курса СГФ, обучающиеся по профилю «История», под руководством О. В. Рыжковой проходили музейно-архивную практику на базе «Музея истории образования г. Нижний Тагил» в МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской. Место проведения практики выбрано не случайно: по запросу директора школы Т. В. Мамоновой студентам предстояло помочь музею в систематизации и оцифровке фонда, посвященного Великой Отечественной войне и значительно пополнившегося в связи с активизацией поисковой работы к 70-летию Победы. Для выполнения этого запроса практиканты получили дополнительные консультации в Нижнетагильском городском историческом архиве, краеведческом музее и музее изобразительных искусств. Более подробно о ходе практики можно узнать из дневника, написанного студентами.

Дневник музейно-архивной практики

«В понедельник, 23 марта, музейно-архивная практика стартовала в Нижнетагильском городском историческом архиве, где научные сотрудники познакомили нас с фондами архивохранилища. Также мы увидели пример реализации проектно-исследовательской деятельности – выставку, созданную на основе архивных материалов и посвященную 70-летию Победы, – «Этот день мы приближали как могли».

К концу рабочего дня мы заполнили анкету-запрос на документы по истории школы № 1 им. Н.К. Крупской.

24 марта – второй день учебно-исследовательской практики. Сегодня наша группа отправилась в школу № 1 им. Крупской. В музее школы состоялся круглый стол, посвященный вопросам организации нашей дальнейшей работы и сотрудничества с этим образовательным учреждением. Также мы узнали об истории развития образования в Нижнем Тагиле, получили интересные сведения об организации музейного комплекса школы.

Затем, Базарова Мария Райнгольдовна, педагог-организатор, руководитель школьного музея провела экскурсию по выставке «У Победы наши лица», раскрыв все тонкости и секреты подготовки и оформления выставок такого рода. Эта фотовыставка об участниках войны была подготовлена учениками, родителями и учителями школы. Масштаб проведенной работы просто поражает! К примеру, только к этой выставке коллектив педагогов готовился почти два года. Зато такая форма работы дает хорошие результаты. В ходе сбора материалов для этого проекта были найдены и переданы в школьный музей уникальные экспонаты. Нам же предстояло произвести опись и оцифровку фондов школьного музея, пополнившихся после этой выставки.

Следующий день нашей работы был самый насыщенный. С самого утра мы отправились в музей Политехнической гимназии. Здесь нас радушно встретили педагоги-организаторы музея, провели экскурсию, рассказали о гимназии, ее музейных традициях. Затем мы осмотрели экспозицию, посвященную Великой Победе. Экспонаты того времени, информационные планшеты, награды, письма ветеранов позволили хоть немного, но «прочувствовать» атмосферу военного периода. Особо впечатлили творческие проекты гимназистов и педагогов – победителей районных и областных конкурсов. Интересно, что среди учеников гимназии ежегодно проводится конкурс экскурсоводов, в котором принимают участие даже самые маленькие гимназисты – ученики начальных классов и юные музейщики из других школ.

Я сделала вывод, что организовать музей такого уровня очень сложно, но возможно, когда есть ответственные, заинтересованные ученики и родители.

Вторую половину дня мы провели в Нижнетагильском городском историческом архиве, где узнали обо всех тонкостях архивного дела. Сотрудники архива показали и рассказали нам, как вести описи различных единиц хранения (фоно-, фото-, аудио- и видеодокументов). Работа эта сложная, требующая концентрации внимания.

26 марта – день четвертый. Он начался с работы в музее школы № 1. Мы переводили в электронный вид письменные источники: перепечатывали письма и воспоминания ветеранов ВОВ.

А во второй половине дня нас ожидало знакомство с творческими проектами двух музеев нашего города: краеведческого и музея изобразительных искусств. В Краеведческом музее мы посетили выставку, посвященную 70-летию Победы в ВОВ, где в полной мере отражен вклад Урала и Нижнего Тагила в борьбу с фашизмом. Материалы о выдающихся личностях, боевые награды, модели боевой техники, знамена и многое другое собрала данная выставка. А в музее изобразительных искусств нас познакомили с различными формами проектной деятельности.

Также мы посетили замечательный проект «Исконный свет Салафиила», ставший победителем в конкурсе проектов фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2013 г. Этот удивительный проект «развернулся» вокруг всего одной картины П. Голубятникова «Архангел Салафиил».

27 марта – продолжается работа по оцифровке источников в школе № 1. А после обеда мы отправились в Краеведческий музей, чтобы узнать об организации комплектования и хранения музейных фондов. С особенностями этой деятельности нас познакомила главный хранитель фондов музея – Ольга Николаевна Дурницина, детально описав весь процесс – от поступления экспоната в музей до инвентаризации и комплектования фондов. На этом рабочий день не закончился: мы отправились в гимназию № 18 на городской семинар для учителей истории и обществознания.

Вторая неделя архивной практики была посвящена, в основном, оцифровке документов, хранящихся в фондах музея школы № 1 им. Н. К. Крупской и работе с фондом документов по истории данной школы в Нижнетагильском историческом архиве.

В конце практики, было приятно услышать слова благодарности от директора школы Татьяны Валентиновны Мамоновой, руководителя музея Марии Рейнгольдовны Базаровой и, конечно же, от руководителя нашей практики О. В. Рыжковой. Закончилась практика совместным чаепитием.

Таким образом, за время прохождения учебно-исследовательской практики мы познакомились с образовательными и культурными учреждениями Нижнего Тагила, приобрели умения и навыки исследовательской работы с подлинными документами архивов, помогли школе № 1 с оцифровкой и систематизацией фондов школьного музея.

Оказывается, две недели – совсем немалый срок, и можно многое сделать при хорошей организации учебного процесса и партнерских отношениях с различными учреждениями города».

Архивариус:
Анастасия Кочкина
Фотокорреспонденты:
Алена Перминова
Виктория Спасова
Ксения Постникова

Привязанный альбом:  Дневник практики
Показать все фотографии

Возврат к списку