Об институте


Круглый стол по педагогическим технологиям, или Как обострить нужду в познании до предела?

24.04.2017
Интрига события, состоявшегося 20 апреля в рамках плана мероприятий кафедры педагогики и психологии, сохранялась не только до его начала, но и на всем его протяжении. Содержание круглого стола «Педагогические технологии и учебные стратегии формирования критического мышления обучающихся: от практики до концепции и обратно» в полной мере не было известно даже некоторым его организаторам.

Очередное методическое заседание кафедры выросло до мероприятия, в котором приняли участие 25 студентов ФППО и ФСБЖ и 10 преподавателей психолого-педагогических дисциплин. Причиной такого интереса к событию была, конечно. тема, ее практическая направленность, которая подкреплялась актуальными вопросами для обсуждения. Участникам предстояло разобраться в особенностях системно-деятельностного подхода организации образовательного процесса в школе и не только. Способ решения этой задачи был выбран, пожалуй, самой практичный: всем присутствующим довелось прожить учебное занятие по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Базовая модель организации образовательного процесса (вызов, осмысление, рефлексия) как нельзя более точно отражает идеи субъектной позиции обучающегося, его продуктивности в учебной деятельности, а также приоритет сотрудничества в решении учебных задач.

С первых минут события студенты и преподаватели почувствовали себя «в одной лодке». Всем им сначала индивидуально, а затем в группах нужно было разгадать головоломку, связанную с загадочным портретом мужчины. Мозговой штурм – по фотографии и имени угадать персонажа – и последующая систематизация предложенных идей лишь только подогрели познавательный интерес. Однако до ответа оставалась еще игра «Верю – не верю» и работа с новой информацией в режиме «инсерт» (система интерактивных пометок при чтении и осмыслении текста). Наконец, интрига была раскрыта, участники смогли соотнести свои предположения с представленной информацией о загадочном мужчине. Образовательный продукт учебных групп получил последние редакционные штрихи и правки.

Однако в этот момент организатор занятия Станислав Сергеевич Луткин (канд. пед. наук, доцент) обратил внимание искателей истины на источник предложенных сведений. Ссылка на такой ресурс, как «Википедия», вновь поставила вопросы о достоверности полученного знания, и критическое мышление участников круглого стола получило новую пищу для размышлений.

Впрочем, главным результатом «проживания» занятия являлось, очевидно, осознание возможностей технологии РКМЧП в реализации требований ФГОС и системно-деятельностного подхода на практике. Знакомство с приемами активного обучения (кластер, инсерт, синквейн) для многих было первым, и, судя по эмоциональному фону обсуждений, это был позитивный опыт. Именно непосредственные ощущения мотивационного резонанса от учебной задачи, проживание в роли обучающегося захватывающих моментов открытия нового знания – лучшая гарантия принятия развивающих педагогических технологий.

Итогом обсуждения стало мнение о том, что представленная базовая модель организации образовательного процесса «вызов – осмысление – рефлексия» подлежит широкому распространению в практику школьного и профессионального образования. Марина Валентиновна Ломаева убеждена, что рассмотренные механизмы активизации познавательной деятельности обучающихся могут быть адаптированы и для решения педагогических задач дошкольного образования.

P. S. А Вы знаете, кто на фотографии?
Луткин С. С.

Привязанный альбом:  Круглый стол по педагогическим технологиям, или Как обострить нужду в познании до предела?

Возврат к списку