Об институте


Пленэр 2017

19.02.2018
Пленэр 2017.jpg

Уважаемые коллеги и студенты! Приглашаем вас на открытие отчетной выставки студентов ФХО «ПЛЕНЭР 2017» 21 февраля в 12:10 в Музее истории НТГСПИ.


Пленэрная практика является завершающим этапом каждого года обучения изобразительному искусству на факультете Художественного образования и, одновременно, служит начальным этапом обучения на следующем курсе в новом учебном году. За короткий промежуток времени, отведённого на практику, студенты должны выполнить достаточно большой объём заданий учебного и творческого характера по рисунку, живописи и композиции. Работа на пленере – одна из важных составляющих обучения изобразительному искусству. Несмотря на ограниченное количество часов, работа на открытом воздухе даёт очень многое в сфере профессиональной подготовки студентов, в овладении профессией художника и педагога. Пленэрной практике на ХГФ-ФХО всегда уделялось большое значение. На протяжении многих лет работы факультета сложились определённые традиции проведения пленэрной практики, как в содержательном плане, так и в плане организации работы на каждом курсе.

В содержательном плане на младших курсах перед студентами ставятся, в первую очередь, задачи учебного характера. Работа в условиях пленэра, в отличие от работы в аудитории имеет ряд особенностей, которые необходимо усвоить для полноты знаний законов изобразительного искусства в целом. На пленэре, таким образом, продолжается освоение изобразительной грамоты.
Отметим особенно значимые для освоения профессии стороны пленэрной практики.

Во-первых, происходит большее понимание влияния воздушной среды на восприятие и передачу предметов в пространстве. Слой воздуха в аудитории в ограниченном пространстве, при более слабом естественном или более жестком искусственном освещении читается не так активно, как на открытом воздухе. При большой глубине пространства в пленэре можно наглядно увидеть влияние воздушного слоя на дальние предметы по отношению к ближним предметам. Передача воздушной среды, размытия дальних предметов придаёт пространственность и живописностьизображению, как в живописи, так и в рисунке.

Во-вторых, расширяется понимание особенностей и возможностей различного характера освещения. Наглядно изучаются особенности тёплого солнечного освещения, при котором значительно усиливается роль рефлексов и имеет большое влияние холодное освещения от неба в тенях. Студенты учатся передавать и рассеянное освещение при пасмурной погоде в пленэре, не имеющее ясного направления, которое заметно отличается от освещения в аудитории, где свет от окна является направленным. Знание свойств освещения в пленэре даёт большую осознанность при передаче освещения и в работе на аудиторных занятиях. Эти знания также используются как в рисунке, так и в живописи. В живописи, кроме того, при более осознанном понимании цвета освещения в пленэре происходит обогащение и насыщение цветовой палитры студентов.

В-третьих, только на пленэре можно по-настоящему обучиться искусству пейзажного жанра и, особенно, пейзажной живописи.

Основная особенность пейзажного жанра – большая глубина пространства. Только работая на пленэре можно почувствовать и научиться передавать ощущение большой глубины пространства и величины больших объектов пейзажа в ограниченных рамках формата бумаги или холста. Влияние оказывают и масштабность окружающих объектов и свойства воздушной среды и освещения.

Наряду с учебными задачами, на пленэре ставятся задачи композиционного и творческого характера. Перечислим несколько таких задач на примере пейзажного жанра, расположив их в порядке усложнения.

1. Выявление главного в пейзаже, обобщение, отбор деталей.

В пейзаже нет организованной постановки, такой как на аудиторных занятиях. Поэтому, чтобы добиться выразительности композиции, художнику приходится прилагать определенные усилия, чтобы мысленно отбросить мешающие увиденному сюжету предметы, обобщить множество деталей дальнего плана, выбрать только необходимые детали главного объекта изображения.

2. Грамотная компоновка больших масс и главных объектов пейзажа.

Желательно избегать совпадения границбольших масси центров основных объектов и с центральными осями изобразительного формата. Такое правило существует для того, чтобы изображение не распадалось на две равные части, и, чтобы основной объект не закреплялся центром формата, делая композицию слишком простой или основной объект слишком обездвиженным. Композиция должна ясно читаться в целом и, в то же время, иметь достаточную сложность, достаточный объём информации для того, чтобы быть интересной для длительного её рассматривания.

3. Передача общего состояния в пейзаже.

В природе происходят постоянные изменения. Меняется оттенок освещения в разное время дня, направление освещения, падающих теней, особенно заметное в солнечную погоду. Наибольшую сложностьпредставляет передача состояние при переменной облачности. Поэтому необходимо развивать зрительную память и нарабатывать достаточно опыта для отображения определённого состояния в пейзаже.

4. Организация колорита.

Ни один день по цвету не похож на другой. Если студент достаточно внимательно передаёт характерные особенности освещения, состояния природы, то каждый этюд должен отличаться по цвету один от другого в большей или меньшей степени. Отслеживание и выполнение этого условия позволяет студенту избежать штампов в цветовом решении этюда, заученных смешений красок на палитре. Целенаправленная организация колорита в работе позволяет добиться цельности и большей выразительности пейзажной композиции.

5. Выявление и передача пластических и ритмических особенностей пейзажа, стилизация.

Эти задачи имеют, уже, более творческую направленность. Здесь требуется и выявление особенностей пейзажа данной местности, и придание выразительности определённому сюжету и индивидуальность восприятия пейзажного мотива. Важно увидеть и передать декоративные стороны изображения, без учета которых невозможно добиться цельности и выразительности пейзажа.
6. Создание художественного образа в пейзаже.

В создании художественного образа объединяются объективные законы видения и субъективные стороны восприятияувиденного. На восприятие накладывает отпечаток жизненный опыт художника, его философские взгляды, эмоциональное состояние. Передача индивидуального образа имеет огромное значение и представляет собой наибольшую сложность в создании пейзажа и произведения любого другого жанра.

По мере освоения студентами учебных задач доля композиционных и творческих задач от курса к курсу всё более возрастает. На старших курсах преобладает объём заданий композиционного и творческого характера - и в этом одна из традиций содержательной стороны обучения пленэрной практике в НТГСПИ. К традициям нижнетагильского факультета художественного образования следует отнести и заинтересованность преподавателей в развитии творческой индивидуальности студентов. Поэтому уже на первой пленэрной практике наряду с грамотным решением учебных задач поощряются индивидуальность видения студента, творческий подход к работе.

На первом курсе знакомство с пленэрной практикой происходит ещё до начала практики - на ежегодной выставке (или нескольких выставках) студентов старших курсов по итогам пленэрной практики прошлого года. Поскольку пленэр – очень яркий период обучения, на выставке студенты первого курса видят интересные пленэрные работы старших курсов, слышат восторженные высказывания студентов о прошедшем пленэре. Такие выставки способствуют пробуждению интереса студентов к предстоящей пленэрной практике.

На первом курсе традиционно в НТГСПИ – пленэр по городу Нижнему Тагилу с ежедневными выходами студентов с преподавателем, ведущим практику, в различные уголки города в соответствии с решением определенных задач учебной программы. Кроме занятий совместно с преподавателем, студентам необходимо поработать самостоятельно, выполнить этюды и зарисовки.

Первые 2-3 дня - выполнение этюдов натюрморта из предметов быта при различном освещении. Этюды выполняются рядом со зданием факультета. Происходит постепенный переход от занятий в аудиториях к занятиям на открытом воздухе, с привычными постановками натюрморта, но уже в пленэрной среде. После выполнения этюдов натюрморта студентами выполняются задания с большей глубиной пространства, начиная от отдельных объектов природной среды до многоплановых пейзажей. Студенты начинают понимать особенности работы на открытом воздухе, вносят коррективы в пленэрное оборудование и экипировку. Такой же принцип проведения пленэрной практики используется и на старших курсах с той разницей, что в первые дни практики вместо натюрморта, студенты работают над постановочными портретами или фигурой в пленэре. Выездная практика на старших курсах проводится не в пригороде, как на первом курсе, а в другом городе или селе.

По завершении пленэрной практики проводится итоговый просмотр, на котором отбираются работы на отчётную выставку. В отборе работ на выставку, особенно старших курсов, предпочтение отдаётся тем работам, авторам которых удалось передать эмоциональное состояние, индивидуальное видение окружающего мира, создать нестандартную композицию, индивидуальный художественный образ.

При прохождении ежегодной пленэрной практики студентами приобретается бесценный профессиональный опыт, который используется и во время аудиторной работы в течение учебного года, и для выполнения выпускной квалификационной работы, и для дальнейшей профессиональной деятельности художника-педагога.
Грищенко Игорь Владимирович, доцент кафедры ХО

Возврат к списку