Об институте


Метод проектов в преподавании истории и обществознания

18.04.2018
Так называлась одна из трех секций Всероссийской научно-практической конференции «Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы», которая прошла в нашем вузе 12 апреля 2018 г.

В работе секции приняли участие 11 человек: представители четырех образовательных учреждений города (МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 7, МБОУ СОШ № 50, МБОУ СОШ № 71), деканы СГФ и ФХО, студенты и магистранты СГФ. Почетным гостем секции стала И. С. Огоновская, советник министра образования Свердловской области, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, доцент СУНЦ УрФУ, канд. пед. наук.

Работа секции была организована в 2 этапа. Первое заседание состоялось в конце января 2018 г., на нем было заслушано 13 докладов. В них затрагивались различные аспекты теории и практики организации изучения истории и обществознания с использованием метода проектов. Основными докладчиками были магистранты 2 курса, обучающиеся по программе «Историческое образование», многие из которых работают в качестве учителей истории и обществознания в школах Свердловской области. Их доклады стали, по сути, презентацией результатов курсовой работы по дисциплине «Методика проектной деятельности в предметной области» (науч. рук.: канд. ист. наук О.В. Рыжкова).

Второе заседание секции прошло в формате круглого стола, на котором были обсуждены следующие вопросы:
  1.  Состояние проектной деятельности по истории и обществознанию в школе и профессиональном образовании.
  2. Проблемы реализации требований ФГОС к проектной деятельности учащихся.
  3. Перспективы взаимодействия школы и вуза по повышению эффективности внедрения метода проектов в школьное историческое образование.
  4. Использование проектного метода в подготовке к 300-летию Нижнего Тагила (2022 г.).
Состоялся живой обмен мнениями. Присутствующие поделились опытом организации проектной работы в своих образовательных учреждениях. Учителя и руководители школ города отметили, что проектный метод активнее используется во внеучебной работе, реже – на уроках. Своеобразным ресурсным центром проектной деятельности учащихся по истории и краеведению являются школьные музеи.

Были отмечены как организационные, так и методические проблемы реализации требований ФГОС к проектной деятельности учащихся. Требование ФГОС спровоцировало значительное увеличение нагрузки на преподавателя (ежегодно каждый преподаватель руководит проектами больших групп учащихся, от 6 и более человек, при этом данная работа в большинстве образовательных учреждений не оплачивается). Существует также проблема обеспеченности методической литературой по проектной деятельности как учителей, так и учащихся. В ряде школ для подготовки учащихся к проектной деятельности вводится курс «Основы проектной деятельности». В соответствии с требованиями ФГОС каждый учащийся должен быть обеспечен учебным пособием, причем пособие должно входить в перечень допущенных Министерством образования. Однако на практике многие пособия по организации проектной деятельности опубликованы в издательствах, не входящих в имеющийся перечень. Серьезной является и проблема программного обеспечения проектной деятельности. Вуз по уровню технического и программного обеспечения нередко проигрывает школам города.

Обсуждая перспективы взаимодействия школы и вуза по повышению эффективности внедрения метода проектов в образование, участники круглого стола отметили положительный опыт сотрудничества по линии студент – школьник – учитель. Привлечение студентов в качестве консультантов школьных проектов повышает практикоориентированность их обучения в вузе. Для повышения методической грамотности учителей необходимо регулярное проведение мастер-классов, семинаров по основам проектной деятельности. Возможно расширить состав участников таких обучающих семинаров за счет родителей, бабушек и дедушек, которые тоже выполняют роль домашних консультантов своих детей. Важно также обучить методу проектов и вузовских преподавателей. По-прежнему господствующей формой отчетности в вузе является традиционный экзамен, основанный на знаниевой парадигме. Проект как форма промежуточной аттестации все еще редкость. Педагоги вуза лишь в том случае смогут качественно подготовить будущего учителя, умеющего эффективно организовать проектную деятельность учащегося, если сами будут демонстрировать личный опыт предметного проектирования, участия в профессиональных конкурсах проектов.

Говоря о подготовке к 300-летию Нижнего Тагила, участники круглого стола подчеркнули, что в городе накоплены значительные традиции проведения краеведческих конкурсов, на которых учащиеся представляют различные проекты (исследовательские, творческие, социальные и пр.), посвященные прошлому и настоящему Нижнего Тагила. Важно скоординировать деятельность организаторов этих конкурсов, их требования, чтобы избежать нелепых ситуаций, когда проект, не допущенный к защите на одном конкурсе, получает призовое место на другом. Как перспективные были отмечены междисциплинарные и межшкольные проекты по городоведению. Заслуживающим внимания стало предложение о создании проблемной творческой группы, которая бы объединила заинтересованных учителей и школьников, студентов и педагогов вуза для создания крупных исследовательско-просветительских проектов к 300-летию Нижнего Тагила. Для реализации таких проектов важно найти дополнительные средства, составляя совместные заявки в различные благотворительные фонды.

Участники секции сформулировали следующие предложения для внесения в резолюцию конференции:
  1. С целью повышения качества подготовки выпускников вуза и учителей города к методическому сопровождению проектной деятельности учащихся включить в учебные планы вуза курс по выбору «Проектная деятельность в предметной области» и расширить практику привлечения студентов, имеющих опыт проектной деятельности, на школьные учебные конференции по защите учебных проектов в качестве экспертов.
  2. С целью развития партнерских отношений между образовательными учреждениями города и вузом расширить практику привлечения студентов, магистрантов вуза к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по заявке образовательных учреждений города, в том числе для разработки тем на основе фондов школьных музеев.
  3. С целью повышения методической грамотности учителей школ и педагогов вуза провести мастер-классы по написанию статей, обобщающих их педагогический опыт (в том числе по реализации проектного метода в обучении школьников и студентов) и консультации для руководителей школьных музеев по составлению заявок в благотворительные фонды (например, фонд В. Потанина) на получение гранта для реализации музейных проектов, а также расширить практику составления совместных заявок на грант.
  4. С целью повышения качества краеведческих проектов, выносимых на защиту на городскую НПК, и в связи в приближающимся 300-летием Нижнего Тагила организовать на базе СГФ НТГСПИ проблемно-творческую группу по разработке учебных школьных проектов, посвященных истории Нижнего Тагила. В состав группы предлагается включить заинтересованных учителей, учеников школ города и педагогов вуза. Скоординировать перечень и сроки городских мероприятий, на которых оцениваются исторические, краеведческие проекты учащихся, а также требования к их выполнению.
  5. С целью актуализации внимания педагогического сообщества на значимость музея и музейной педагогики в образовании провести следующую научно-практическую конференцию на тему «Музей и образование».
В завершении работы секции И. С. Огоновская подарила всем участникам свое недавно изданное методическое пособие для педагогов «Проекты гражданско-патриотической направленности в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Проектная деятельность обучающихся».

Модераторы секции:
О.В. Рыжкова, доцент кафедры ГСЭН, канд. ист. наук,
Э. С. Турчина, магистрант 2 курса СГФ


Привязанный альбом:  Метод проектов в преподавании истории и обществознания

Возврат к списку