Об институте


«Территория смыслов – 2018». Смена «Образование будущего»

05.09.2018
5–11 июля во Владимирской области проходила смена «Образование будущего» молодежного форума «Территория смыслов на Клязьме». Традиционно смены «Территории смыслов» ориентированы одновременно на представителей нескольких сообществ. Смена «Образование будущего» проводилась для молодых педагогов, студентов – будущих педагогов, муниципальных и региональных кураторов Российского движения школьников и представителей медиа / блогеров. Наш студент Павел Ефремов (СГФ) принял участие в форуме в составе делегации Свердловской области в качестве «будущего учителя».

Как признается Павел, буквально с «проходной» он был приятно удивлен продуманностью и «четкостью» форума. Студента очень порадовала организация и оформление пространства. В плане дизайна все было стильно и минималистично, и везде прослеживался фирменный стиль: от оформления лекториев и сцены до объявлений на холодильнике с мороженым на фуд-корте. Понравились и инженерные, в частности, IT-решения.

В этот раз программа форума позиционировалась организаторами не как «образовательная», а как «программа личностного развития». Забегая вперед, скажем, что не зря. Большое значение было отведено нетворкингу – деятельности, направленной на выстраивание новых отношений с ранее незнакомыми людьми. И действительно, в смене приняли участие 1000 молодых людей со всей России – от Калининграда до Камчатки. Это молодые люди, работающие в одной профессиональной плоскости, поэтому форум – и правда очень благоприятная среда для новых знакомств и профессиональных бесед.

Ключевая роль в программе личностного развития форума отводилась тренд-сессиям – особой технологии формулирования трендов для проектирования личного и командного трекинга тактических и стратегических изменений. Покомандно участники смены искали тренды и формулировали проблемы, стоящие перед сообществами, разрабатывали проекты, решающие выявленные проблемы и развивающие найденные тренды. В последний слот тренд-сессии, когда все проекты были уже защищены, будущие учителя выстраивали личный трекинг, составляя персональный план достижения своих профессиональных целей в сообществе и в организации.

Другая важная часть программы форума – «Диалоги на равных» – лекции значимых гостей, неизменно заканчивающиеся сессиями вопросов и ответов.

Перед участниками смены выступили руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев с лекцией «Россия – страна возможностей» и его заместитель Екатерина Драгунова с рассказом о том, как «Россия удивляет». Глава ведомства Александр Бугаев представил участникам смены «Образование будущего» ведущие проекты Росмолодежи, в том числе и Российское движение школьников (РДШ). Директор ФГБУ «Росдетцентр», ответственный секретарь Координационного совета РДШ Алиса Крюкова рассказала о проектах РДШ.

С темой «Новое образование» выступил Григорий Трубников, первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ. Великолепное выступление «Теория поколений – Y» Валерии Касамара, заведующей Научно-учебной лабораторией политических исследований НИУ «ВШЭ», буквально растащили на цитаты. Директор Росдетцентра Алиса Крюкова и Герой России, летчик-космонавт, председатель РДШ Сергей Рязанский рассказали о Российском движении школьников, направлениях и приоритетах развития организации.

О «Школе, устремленной в будущее» рассказали Исак Фрумин, член Ученого совета НИУ ВШЭ, и Олег Федоров, руководитель образовательной программы ВШЭ, академический руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель России».

Зинаида Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре, выступила с лекцией «Современная школа – новые пути развития образования и воспитания». Как отметила Зинаида Федоровна, сегодня не бывает таких законов, которые в процессе не получают доработок и поправок. Так, в ходе совместной работы были внесены поправки в принятый в 2012 г. «Закон об образовании». Удалось добиться возвращения медалей выпускникам школ, льгот для поступления в вузы для сирот, а также узаконить школьную форму. Сегодня ведется работа в том числе над улучшением ЕГЭ. С законодательными инициативами выступили и сами участники. Зинаида Федоровна обещала вынести озвученные в зале идеи на обсуждение в комитете Совета Федерации.

Участники форума встретились и с Ольгой Васильевой, Министром просвещения Российской Федерации. Ключевой темой более полуторачасового общения стали цели и задачи, которые стоят перед Министерством просвещения: создание конкурентоспособного образования и вхождение системы образования России в десятку лучших в мире. Разумеется, речь зашла не только об инфраструктурных изменениях образования, но и о содержательном аспекте. До конца 2018 г. Министерство просвещения ставит перед собой задачи внедрения стандартов базового образования и формирования Федерального перечня учебников. Отвечая на вопросы участников форума, Ольга Юрьевна рассказала про приоритетный для учителей проект – платформу «Российская электронная школа». Вместе с ней участники обсудили проблемы классного руководства, а также роль родителей в образовании детей.

Елена Ульянова, президент Института ускорения экономического развития (Рыбаков Фонд), и Лариса Смышляева, директор Института психологии и педагогики Томского государственного педагогического университета, говорили о «Равенстве возможностей», вынеся на обсуждение особенности инклюзивного образования в нашей стране.

Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех» (детский центр «Сириус») в своем выступлении говорила о том, «что такое талант и как его выявить». Встреча с Ярославом Кузьминовым, ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», дала возможность подискутировать о том, должно ли быть высшее образование платным, поговорить об особенностях заочного образования, конкуренции российской и западной школы, онлайн-университетах.

Завершила смену встреча с Помощником президента РФ, бывшим Министром образования, Андреем Фурсенко. Молодые педагоги обсудили с гостем образ идеального учителя и будущее образования. Много говорили о престиже профессии и уровне заработной платы. Участники также выступили с законодательными инициативами. Спикер подчеркнул, что именно молодежь должна быть заинтересована в построении своего будущего, от ее решений и заинтересованности зависит будущее всей страны.

Конечно, одними лишь образовательными активностями деятельность на форуме не ограничивалась. Участникам предлагались творческие мастер-классы и занятия спортом, а также были доступны настольные игры. А еще каждый из дней был посвящен одной из ценностей, становившейся «хэштегом» дня: добро, счастье, семья, любовь, дружба. К выбранной ценности были приурочены микроконкурсы в течение дня и активности на утренней и вечерней «Картах дня» (что-то вроде общефорумных линеек).

«Форум зарядил меня новыми идеями. Осталось уложить все в голове как следует и начать применять это на практике. Спасибо, Территория смыслов», – подводит итог своим впечатлениям Павел.

Ксения Белынцева, 4 курс СГФ,
руководитель Научно-дискуссионного сообщества «Диалог»,
Медиацентр НТГСПИ


Привязанный альбом:  «Территория смыслов – 2018». Смена «Образование будущего»
Показать все фотографии

Возврат к списку