Об институте


Филологические исследования – это синтез науки и искусства

28.11.2018
16 ноября 2018 года кафедра филологического образования и массовых коммуникаций ФФМК провела для студентов 1–3 курсов презентацию научных направлений исследований в области филологии. Важность обращения к этой теме обусловлена тем, что научно-исследовательская работа является необходимым компонентом учебного плана подготовки бакалавров по профилям «Русский язык и литература».

Если принять, что наука – это спектральный анализ, а искусство – синтез света, то филологические исследования – это синтез науки и искусства. Это одновременно свет, который несет слово, и осмысление того, как авторам удается создать этот свет.

На встрече со студентами преподаватели кафедры рассказали о своих научных интересах и об исследованиях, проводимых на факультете.

В сферу научных интересов Ю. В. Несыновой входит современный литературный процесс, взаимодействие классических и неклассических систем, диалог культур и поэтический текст. Под руководством Юлии Владимировны успешно защищены выпускные квалификационные работы «Приемы мифологизации в романе Д. Рубиной “Белая голубка Кордовы”», «Диалог с Достоевским в романе Б. Акунина “Ф.М.”», «Мотив кукольности в романе Д. Рубиной “Синдром Петрушки”», «Особенности поэтики романа А. Гавальда “Утешительная партия игры в петанк“» и др. Кроме того, Ю. В. Несынова занимается актуальными вопросами методики преподавания литературы в средней школе, современными образовательными технологиями. Так, летом этого года большой интерес государственной экзаменационной комиссии вызвала работа «Сингапурские структуры обучения на уроках литературы».

Основным направлением исследований И. Л. Чижовой является изучение номинативных особенностей различных групп лексики. Например, лексики вязания, батика, парикмахерского искусства, военной лексики, лексики свадебного обряда; различных денотативных сфер: «Образование», «Интеллект», «Сверхъестественное» и др. Из последних работ можно назвать «Метафорические номинации в лексике денотативного класса «Салаты» (названия салатов – «Последний фаворит», «Сугроб здоровья», «Уральские самоцветы», «Гранатовый браслет», «Елисейские поля», «Удивленная студентка», «Степка-растрепка», «Жена Цезаря», «Новогодний переполох» и др.). Второе направление – морфологическое: изучение роли различных час¬тей речи в художественных произведениях (например, категории состояния) и переходных явлений в области частей речи (процессов субстантивации, адъективации, адвербиализации и др.). Под руководством Инны Леонидовны студенты рассматривают и другие аспекты художественного текста: портретные и пейзажные описания, изобразительно-выразительные средства – метафоры, эпитеты, сравнения и др., средства выражения различных отношений – со¬стояния, количественности, интенсивности, оценки и др. В качестве материала исследования выступают произведения А. Блока, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой, К. Паустовского, В. Распутина, Т. Снежиной, Б. Рыжего и др.

Основные научные интересы Г. А. Авдеевой связаны с анализом языковых особенностей художественного текста на материале современных авторов. Это Л. Улицкая – русская писательница, переводчик и сценарист, первая женщина – лауреат премии «Русский Букер» (2001); О. Славникова – известная романистка, лауреат премии «Русский Букер»; А. Варламов – известный русский прозаик, лауреат премий Солженицына, «Большая книга», «Антибукер»; А. Иванов – российский писатель и сценарист, автор известных книг «Географ глобус пропил» и «Ёбург»; Е. Водолазкин – российский писатель и литературовед, автор Тотального диктанта 2015 года. Очень интересны исследования Галины Анатольевны, посвященные анализу средств выразительности, прецедентных феноменов в современной публицистике. В последнее время, по замечанию Г. А. Авдеевой, в лингвистике усилился интерес к игровому дискурсу, поэтому преподаватель обращается к анализу приемов языковой игры в художественных (Ю. Поляков, М. Веллер, Д. Быков и др.) и публицистических текстах, например, представленных на страницах юмористического журнала «Красная бурда». Вот некоторые примеры.

Кандидаты и их слоганы: Василий Жиртрестский. Россияне для россиянок! Марксэн Ленинишвили. Теперь избираюсь от «Яблока» и т. д. В данном случае обыгрываются имена известных политических деятелей: Ленинишвили является контаминацией Ленина и Сталина (Джугашвили); соответственно, Марксэн – Маркса и Энгельса.

Современные российские бестселлеры: Татьяна Львовна Толстая. Воскысение. Роман-антиутопия про кошечку. Федул Залепин. Ботинки, полные теплых ног. Сборник ботинок. Залепин Федул. Наполовину полные ботинки. Сборник полуботинок. Данные анонсы содержат семантически осложненную игру не только с антропонимами, но и с названиями известных художественных текстов. Воскысение – контаминация названия романов Льва Толстого «Воскресение» и Татьяны Толстой «Кысь». Федул Залепин – ироничная трансформация Захара Прилепина (настоящее имя Евгений Николаевич), намекающая на его нарочито «почвеннический» псевдоним. Ботинки, полные теплых ног – трансформация названия сборника рассказов Прилепина 2008 года «Ботинки, полные горячей водкой».

Научные интересы Н. Г. Чудаковой связаны с политической лингвистикой. В современном языкознании признано, что наиболее подходящим средством осмысления действительности становится метафора. Поэтому анализ метафорических словоупотреблений в дискурсе СМИ позволит выяснить, как общественность оценивает современный этап развития страны. Студенты под руководство Н. Г. Чудаковой обращаются к анализу метафорических моделей, репрезентирующих концепты «образование», «школа», «пенсионная реформа» «Северный поток-2» и др. в дискурсе современных российских СМИ. Например, концептуальное поле «Современное российское образование» в дискурсе СМИ репрезентируют следующие метафорические модели: РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – это ПОЛЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ; СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это БОЛЬНОЙ ОРГАНИЗМ; СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЭТО ЗДАНИЕ НА ГРАНИ ОБРУШЕНИЯ; СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА – это ПРОИЗВОДСТВО, ВЫПУСКАЮЩЕЕ БРАК. В результате проведенного анализа студенты приходят к выводу о том, что трансформации в российском образовании, произошедшие в последние годы, оказались настолько если не сокрушительными, то очень значительными и до сих пор воспринимаются как кризисные и крайне болезненные. Как школьного учителя русского языка Н. Г. Чудакову интересуют также вопросы методики преподавания русского языка в средней школе. Под ее руководством написаны выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации, такие как «Игровые технологии как средство развития познавательного интереса к русскому языку при изучении лексики в 5-м классе», «Проектная деятельность на уроках русского языка», «Роль исторического комментария при изучении орфографии», «Пepacскaз как средство развития речи на уроках чтения у обучающихся средних классов c интеллектуальными нарушениями» и др.

Надеемся, что подобные встречи помогут нашим студентам в выборе темы научного исследования и станут традиционными!

Н. Г. Чудакова,
кандидат филол. наук, доцент,
замдекана ФФМК по НР


Привязанный альбом:  Филологические исследования – это синтез науки и искусства

Возврат к списку