Об институте


Своевременно ли педагогическое наследие Н. К. Крупской?

26.02.2019
На этот вопрос попытаются ответить участники расширенного педсовета-коворкинга: учителя, школьники, родители, студенты и преподаватели нашего вуза. Мероприятие, посвященное 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской, состоится на базе МБОУ СОШ № 1, носящей ее имя, 5 марта 2019 г. в 14.30. Модераторами необычного педсовета выступят Е. С. Коваль, зам. директора МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской по УМР и О. В. Рыжкова, зам. декана СГФ по НР.

Результатом педсовета, который пройдет в формате коворкинга, станет создание экспоната для школьного музея, в котором, кстати, хранится автограф Н. К. Крупской. «„Своевременные цитаты” из педагогического наследия Н. К. Крупской и комментарии к ним современных школьников и учителей, студентов и преподавателей педагогического вуза» – так будет называться рукотворная книга, которую создаст большой коллектив авторов разных поколений. Каждый из вас, уважаемые посетители сайта, сможет «вписать» свое авторское высказывание-эссе в эту книгу и прислать его на почту olimp_a49@mail.ru не позднее 1 марта 2019 г. с пометкой «150 Крупской», авторов самых убедительных и оригинальных высказываний ждут призы от организаторов педсовета. Ниже предлагается перечень цитат из педагогического наследия Н. К. Крупской, выносимых на обсуждение:

1. О преподавании литературы

«Одна из задач литературы – научить критиковать. Вот почему в курсе литературы анализ художественных произведений должен занимать видное место».

«Надо брать не только современную беллетристику, а и публицистику, дающую анализ действительности. На современных писателях, на современных публицистах нужно дать мерила того, что надо ценить в художественном произведении.<…>»

«Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе и чтению, давать рекомендательные списки литературы с соответствующими аннотациями <…>. Необходимо, чтобы ребята подошли вплотную к писанию рецензий-оценок книг. Писание сочинений имеет совершенно особое значение при прохождении литературы…».

2. О преподавании русского языка

«Необходимо изучить весь опыт ускоренного преподавания того или иного языка иностранцам».

«<…>необходимо овладеть методами преподавания иностранных языков – европейских, широко применять эти методы при преподавании русского языка, <…> широко использовать для этой цели современную технику».

«1. <…>Язык – великое средство сближения между людьми, их взаимного понимания.<…> уменье самому точно, ясно, ярко передавать другим свои многосложные мысли и переживания – имеет исключительно большое значение. Научить этому – значит приобщить учащегося к многогранной кипучей общественности.

2. Само собой, овладению речью надо помогать не только в часы, специально посвященные специальным упражнениям по развитию речи, этому должны помогать все преподаватели школы <…>.

3. Надо сказать о выработке у учащегося уменья слушать радио, доклад, речь, высказывания других, уменье улавливать основную мысль и обсуждать слушаемое, надо всячески будить самостоятельность учащихся, втягивать их в обсуждение выбора тем сочинений, составления планов сочинений и пр., учить слушать и выступать».

3.О преподавании истории

«Нужно всестороннее изучение прошлого. Нужно изучение всех сторон жизни: экономики, политики, культуры. Надо показать взаимозависимость между этими сторонами жизни, – иначе не получится материалистического понимании истории. Надо взять все прошлое. Надо показать взаимозависимость между историей различных стран. Брать каждую страну на фоне истории всего человечества.

Надо показать ступени развития человечества, брать человечество в его развитии. Нужно давать живые, конкретные, типичные факты, а не определения, нужно показать, для чего нужно знать историю, нужно показать, как история влияет на современность.

Когда изучаем современность, надо давать не клочки ее, а современность в целом – и технику, и экономику, и политику, и культуру. Надо давать современность во всей ее конкретности. Надо давать на фоне международной современности, надо тесно связывать изучение современности с общественной работой и ее организацией».

4. О преподавании математики

«Обратить особое внимание на увязку теории с практикой, на увязку математики с окружающей, хорошо знакомой учащимся общественной жизнью, с знакомыми фактами в области естествознания, техники.<…>

Надо обратить особое внимание на геометрию. Связывать ее с обучением черчению, сниманию планов, с изучением основ топографии.

Показывать, как математика (основная наука) обрастает целым рядом прикладных наук и как знание основ математики облегчает овладение прикладными науками».

5. О преподавании географии

«Хочу сказать еще о наглядности при преподавании географии. Показ картин в географии имеет большое значение. <…> Надо давать систематически подобранные иллюстрации в альбомах (не надо надолго вешать на стены класса картины тропической или полярной природы, это скоро приедается и мозолит глаза). Надо как можно больше пользоваться волшебным фонарем, кино.

<…> География тесно связана с астрономией, с геологией, с овладением силами природы, с экономикой и политикой. Географию надо увязывать с текущими вопросами.

<…>География – это предмет, который может наглядно, конкретно осветить ряд мировоззренческих вопросов, основные экономические и политические вопросы.

Современная техника, имеющийся опыт использования печати, библиотек, музеев, кино, радио, опыт экскурсионного дела могут поднять преподавание географии на очень высокую ступень. Это необходимо осуществить, за это надо взяться засучив рукава».

6. Об искусстве преподавания

«Повышение качества учебы школы требует, чтобы учитель владел искусством преподавания. Что для этого нужно? <…>

Учитель прежде всего должен знать свой предмет, ту науку, которую он преподает, ее основы. <…>

Другим условием является умение передавать другим свои знания, умение показать предмет, явление, показать не вообще, а показать в нем самое существенное, важное, используя все средства современной техники. <…>

И, наконец, третье, чем должен владеть учитель, – это знание возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта. Под этим углом должны быть продуманы методы передачи знаний ребятам».

7. О внешкольной работе

«Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития. Мы должны инициативу детей подхватывать, помогать ребятам и в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы. <…>

Больше внимания обращайте на то, чтобы давать детям нужную закалку, вырабатывать у них характер, желание быть полезным, вырабатывать из них общественников, коллективистов, заботьтесь об их разностороннем развитии…».

8. О методике задавания уроков на дом

«Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знанием, навыками.<…>

Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям.

Необходим тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Задавать не просто „отселева до селева”, а учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание особое. <…>

Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности».

9. О школе

«Задача нашей <…> школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью страны связаны, как они могут эту жизнь изменить».

10. Об Учителе

«Профессия учителя в данный момент – одна из самых ответственных, самых благородных. Роль и значение этой профессии будут все более и более возрастать.

Но для того, чтобы учитель мог не на словах, а на деле выполнить эту поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо упорно работать прежде всего над собой, научиться овладевать знаниями …».

11. О знаниях

«Чтобы жить по-настоящему светлой, счастливой жизнью, надо много знать, много передумать, надо научиться работать головой и руками, знания нужны в жизни, как винтовка в бою».

12. Об учебнике

«… Учебник должен не только давать знания, он должен давать и целый ряд организационных навыков – научить работать самостоятельно, научить работать и в коллективе».

13. О детском творчестве

«Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Искусство и язык являются могучим орудием сближения между людьми, средствами понять и самого себя, и других».

14. О свободном времени и общественной работе

«Свободное от занятий время – не значит на спине лежать да в потолок плевать. <…> Надо уметь вести широкую, интересную общественную работу – много ее: и по озеленению улиц, и по благоустройству, и исследовательскую работу, какую ведут юные натуралисты, и шефскую работу надо вести <…> и т. д. и т. п. Надо только, чтобы то была не заседательская работа, не „нагрузка” <…>, а такая коллективная работа, которая увлекает, которая организует».

15. О школьных библиотеках

«Вопрос о школьных библиотеках, несомненно, имеет прямое отношение к делу улучшения качества учебы. Чтение ребят – это вопрос, от которого не может отмахиваться педагог, это – его кровное дело. <…> Детское чтение должно занять гораздо более серьезное место в учебной и воспитательной работе, чем оно занимало до сих пор».

16. О самообразовании и чтении

Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее. Лучше читать немного, но основательно. „Глотание” книги – самое непроизводительнее занятие. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. <…> дело идет лучше, если занимающийся самообразованием работает по плану, а не мечется от книжки к книжке».

Перечень составлен по: Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1957.

Приглашаем к полилогу! Познакомиться с опубликованным наследием Н. К. Крупской и книгами о ней вы сможете на выставке в читальном зале нашего вуза.

О. В. Рыжкова, зам. декана СГФ по НР

Возврат к списку