Об институте


Нижний Тагил оказался «под прицелом» юных краеведов

12.03.2019
Ежегодно в конце февраля – марте проходит городская научно-практическая конференция по защите исследовательских проектов по различным направлениям как гуманитарного, так и естественно-научного цикла. 28 февраля Нижний Тагил оказался «под прицелом» юных краеведов: из 45 проектов по направлению «общественно-политическое: история и краеведение» 30 носили краеведческий характер.
О чем пишут тагильские школьники? На основе личного опыта методического сопровождения некоторых «городоведческих» проектов, работы в качестве консультанта и эксперта на секции «Краеведение» позволю высказать некоторые наблюдения. Традиционно школьников интересует «событийная история». Этому способствуют тематические конкурсы, акции, приуроченные к круглым или юбилейным датам в истории страны, региона, города. Учащиеся анализируют события «большой» истории в контексте региональной, городской, семейной истории. В этом году дети отрефлексировали 100-летние юбилеи печальных событий: расстрела семьи последнего императора из династии Романовых и Гражданскую войну.

Судя по тематике школьных работ, «антропологический поворот» произошел не только в «большой», но и в «малой» исторической науке. Школьников, как и маститых ученых, все чаще интересует судьба конкретного человека, определенного сегмента городского сообщества в тех или иных исторических обстоятельствах. Непреходящ интерес юных исследователей к тагильчанам-участникам войны, труженикам тыла, детям военного времени. Предметом школьных исследований становится техническое, художественное творчество горожан. Периодически в своих исследованиях школьники обращаются к «Демидовской теме», связанной с основателями Нижнетагильского заводского поселка.
Внедрение средового подхода к изучению города – еще одна характерная черта школьных проектов последних лет. Учащиеся не только исследуют экологическую, архитектурную составляющую городской среды, но и предлагают свои варианты по ее преобразованию.
Зачастую школьные проекты создаются на основе материалов школьных музеев. Возникнув с целью обеспечения наглядности и предметности процессу образования, в настоящее время школьные музеи превращаются в центры социального партнерства и творческой активности местного сообщества. Неслучайно все чаще сами школьные музеи, их история, фонды становятся предметом школьного исследования и проектирования.

В последние годы повысился интерес учащихся к историко-культурному, природному наследию родного города, деятельности различных институций по его сохранению и популяризации. Все чаще историческое наследие исследуется как ресурс для развития внутреннего туризма в регионе, формирования положительного имиджа города. Под руководством педагогов юные краеведы разрабатывают новые туристические маршруты, включая в них объекты культурного и природного наследия, создают путеводители, каталоги, справочники о различных категориях культурного наследия, предлагают разработки новых экскурсий, сувенирной продукции о городе.

Ребята, изучая город, используют возможности современной техники, иллюстрируют свои работы фотографиями, документами, репродукциями произведений искусства. Защиты проектов, как правило, сопровождаются презентациями с использованием программы PowerPoint, авторскими видеороликами. Это позволяет сделать защиту проекта и само исследование более зрелищным.

Например, с одним из призеров этого года, К. Синявским, учащимся 9 класса МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской, жюри и участники секции совершили виртуальную экскурсию по «зеленому кольцу Тагила» – его паркам и скверам, а с пятиклассницами из МБОУ СОШ №  69 (Тиуновой А. и Рубцовой К.) – по литературным улицам нашего города. Г. Пенкин, воспитанник ГорСЮН, анонсировал авторский геологический туристский маршрут и представил коллекцию минералов с месторождений «Андреевский рудник» и «Поганые ямы», собранную во время экспедиций.

Таким образом, тагильские школьники интересуются историей родного города. Насколько глубоким, интересным будет «погружение» юных тагильчан в историю города посредством исследовательских и творческих проектов, во многом зависит от их наставников. Важно, чтобы учитель помнил о необходимости и важности соблюдения последовательности этапов научного поиска, обеспеченности исследования доступными для учащихся источниками, грамотного определения объекта и предмета исследования, четкой постановки цели и задач исследования. Замечу, что на эффективность научного поиска благотворно влияет создание творческой атмосферы в учебном коллективе, предоставление учащимся различных вариантов презентации результатов научного поиска. Ребят привлекает возможность создать нечто новое о городе и для города и рассказать об этом другим.

Социально-гуманитарный факультет НТГСПИ предоставляет юным краеведам дополнительную презентационную площадку: 19–20 апреля этого года в рамках Пятого фестиваля «Молодежь. Инициатива. Развитие» состоится Всероссийская (с международным участием) конференция молодых ученых «Город как предмет междисциплинарного исследования и социального проектирования». Накануне этого события 15 марта в 14.30 на СГФ будет проведен мастер-класс «Трансформация краеведческого проекта», который поможет школьникам и учителям создать на основе проекта краеведческую статью или доклад.

В заключение хотелось бы отметить слаженную работу педагогов СГФ, которые по традиции в течение года работали в качестве консультантов для учителей и школьников, пишущих проекты, а на НПК выступили в качестве экспертов. Это В. Ф. Мезенцев, С. А. Потапов, А. М. Олешкова, А. С. Аникина, И. В. Даренская и автор статьи.

О.В. Рыжкова, зам. декана СГФ по НР

Возврат к списку