Об институте


Поговорим? Ирина Константиновна Прохорова: «Чтобы ребёнок вырос счастливым, его надо любить и не скрывать своей любви»

20.05.2019
1_pp.jpg

Сегодня я беру интервью у Ирины Константиновны Прохоровой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии. Без сомнения, это один из авторитетнейших специалистов по педагогике нашего института: много лет Ирина Константиновна преподает базовые педагогические дисциплины у студентов всех факультетов, организует прохождение педагогических практик. Как и читатели, я в ожидании интересных рассуждений, которыми, без всякого сомнения, Ирина Константиновна поделится с нами как с будущими педагогами, передав частичку своего опыта.

Пустующий читальный зал института залит солнечным светом. Я начинаю интервью.

– Почему Вы решили стать педагогом? С чем был связан выбор профессии?


– Я не могу сказать, с чем был связан выбор профессии, – отвечает Ирина Константиновна после некоторых раздумий. – Но, когда пришло время выбора, у меня не было никаких сомнений: даже в детстве я играла только в учительницу. И я поступила в педагогический институт.

– Кого Вы считаете своим учителем в педагогике? На кого из учителей хотели бы равняться?


Ирина Константиновна отвечает сразу.

– Все мои школьные учителя были достойными людьми и замечательными педагогами, и я не могу выделить кого-то. Только скажу, что все они были профессионалами, а учитель истории даже повлиял на выбор моей специальности: я также нашла себя в преподавании истории и обществознания. Когда я стала студенткой исторического факультета, то стала общаться с замечательными преподавателями-учёными, которые передавали мне свой опыт, учили думать, говорить, критически относиться к окружающей действительности. Это был и Сергей Павлович Панфилов, и Зиновий Моисеевич Коробейников, и Татьяна Константиновна Гуськова – я могу перечислять и перечислять. Одним словом, блистательные педагоги-наставники!

– Помните ли Вы первое занятие, которое провели? Какие были впечатления?


– Первый урок я провела в период моей педагогической практики, на четвёртом курсе. Это была нижнетагильская СОШ № 44, восьмой класс. Если говорить о впечатлениях, то они были положительными: я сразу почувствовала себя на своём месте и окончательно убедилась в правильности сделанного когда-то выбора. Именно тогда я окончательно поняла, что действительно хочу заниматься педагогической деятельностью.

Я выжидаю небольшую паузу, чтобы задать следующий, немного неожиданный вопрос.

– Какие принципы советской педагогики, по Вашему мнению, актуальны в наши дни?


– Пожалуй, я назову не принципы, а важные составляющие взаимоотношений учителя и ученика. Это уважение учителем ученика, доверие к ученику, искренность по отношению к нему, педагогический профессионализм (знание предмета, которому обучаешь) и, конечно, интерес к профессии.

– Какие особенности воспитания (как положительные, так и отрицательные) Вы можете увидеть у современной молодёжи?

– Наша молодёжь разная. Она очень интересная, но, к сожалению, мне кажется, что молодые люди теряют некую общую культуру во взаимоотношениях, а также доверие и искренность. Кроме этого, данный контингент очень категоричен в суждениях, в то время как иной раз стоит проявить гибкость, тактичность, мудрость, корректность.


– А. С. Макаренко считал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Как нужно воспитывать, чтобы ребенок вырос счастливым?


– Чтобы ребёнок вырос счастливым, его надо любить и не скрывать своей любви. Он должен чувствовать, что рядом с ним находятся любящие люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Родители должны стать теми, к кому ребёнок всегда может обратиться с какой угодно проблемой или вопросом.

– Возможно ли учителю гармонично совмещать профессиональную и личную жизнь?


– Возможно,
– незамедлительно отвечает Ирина Константиновна и добавляет, – Возможно и нужно. Не стоит забывать, что у нас есть семья и близкие, и надо уметь расставлять приоритеты.

– Расскажите о своих хобби и увлечениях. Помогают ли они в профессиональной деятельности?
озвучиваю я достаточно личный вопрос.

– Я люблю читать: как умную, так и расслабляющую литературу. Люблю военные детективы. Люблю поэзию: Цветаеву, Евтушенко… Если говорить о помощи в работе, то стоит отметить, что педагогическая деятельность требует общения с большим кругом людей, множественных контактов в течение дня. Поэтому, когда остаёшься с книгой, это помогает абстрагироваться от внешнего мира, задуматься о чём-то своём, расслабиться.

Кивнув, перехожу к последнему вопросу.

– Что бы вы могли пожелать будущим педагогам?


– Я хочу пожелать тем, кто принял решение стать педагогом, не бояться трудностей. Они обязательно возникнут, но я всегда говорю: «Если человек сознательно выбрал эту профессию и хочет реализовать себя в ней, он справится со всеми трудностями». Также хочу пожелать не стесняться обращаться к своим коллегам-стажистам за помощью и уметь признавать отсутствие каких-либо знаний. Но главное, повторюсь, – это способность выстроить уважительные, добрые и искренние отношения с учениками. Если ты смог это сделать, у тебя всё получится.

Я благодарю Ирину Константиновну за то, что уделила мне время и поделилась своими мыслями, вдохновила на развитие в себе многих профессиональных качеств. Мы прощаемся очень тепло.



Софья Максимчук, 1 курс СГФ,
Анастасия Шестакова, 1 курс ФФМК,
Медиацентр НТГСПИ

Возврат к списку