Об институте


Литературный клуб продолжает работу. Роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет»

29.01.2025
28 января состоялось очередное заседание Литературного клуба при библиотеке НТГСПИ. Предметом обсуждения на этот раз стал роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет», который вызвал оживленную дискуссию.
Инициатором выбора романа для обсуждения была Г. А. Авдеева. В начале заседания она коротко рассказала об истории своего знакомства с творчеством писательницы, которое началось еще в 2011 году. А еще Анна Матвеева побывала в Нижнем Тагиле в апреле и декабре 2023 года в связи с тем, что была выбрана автором текста Тотального диктанта – 2024.
Жанр произведения обозначен своеобразно – как «роман с дневником». Роман содержит две сюжетные линии, причем обе представлены в форме дневников. При этом линия Ксении Михайловны Лёвшиной основана на реальных дневниках бабушки Анны Матвеевой, которой она и посвятила свое произведение. Конечно, сама Анна Александровна в многочисленных интервью говорила, что она многое дописала, изменила, сократила. Понятно, что это не абсолютно документальная проза. Но все же имена сохранены, общая канва и настроение дневников, думается, тоже. При этом фигура мужа Ксении – известного ученого Константина Матвеева, дедушки Анны, вырисовывается в романе, мягко говоря, не с лучшей стороны.
Другая линия полностью вымышленная, хотя и она не исключает наличия прототипов некоторых героев. История Ксаны написана захватывающе, включает даже элементы детектива. Во время обсуждения многие отметили, что дневник Ксении 2 (ложной внучки Ксении Левшиной) читается сначала с большим интересом, чем дневник Ксении 1. 80-е годы описаны более ярко, живо. И вообще вымышленные персонажи как будто выглядят более живыми. Хотя и на этот счет мнения разошлись.
Включение элементов реальных документов и фрагментов настоящих дневников Ксении Михайловны в художественное произведение с вымышленными героями создает своеобразный эффект. Документ уже перестает восприниматься как реальный факт. Отсюда и жанр «роман с дневником», а не «роман-дневник». Ксения Левшина пишет свой интимный дневник, но оказывается персонажем истории, которую выстраивает Ксана, которая в свою очередь «пишет» собственную жизнь: произведение включает и непосредственно дневник Ксении Лесовой, и ее воспоминания о прошлом, причем в некоторых главах героиня пишет о себе в третьем лице. В конце концов, в романе даже появляется и сам автор Анна Матвеева, которой Ксана должна передать дневники своей «ложной бабушки». Но Анна предлагает Ксане самой написать книгу. И роман заканчивается оптимистично: Ксана, наконец, понимает, в чем для нее смысл «её» жизни (до сих пор она жила по существу чужой жизнью). «Вот оно мое счастье – искать слова, вставлять в них пропущенные буквы, а соединяя слова, следить, чтобы за ними вставали живые люди, и жить в мире этих людей, важных столько же, сколько те, кто действительно рядом. Или даже важнее».
«Рассказываемым событием в романе, таким образом, становятся не только и не столько истории жизни двух героинь, но взаимодействие фактуального и фикционального, интимного документа и романа, само писание любого текста, как художественного, так и документального, и осмысление жизни как эстетического объекта» (Н. А. Агеева. «К вопросу о границах фикциональности рассказанного события»).
Роман вызвал споры. В частности, Максим Жидков отметил картонность, искусственность персонажей. Многие же участники заседания, напротив, говорили о яркости большинства героев, даже эпизодических персонажей. Отметили и замечательный язык Анны Матвеевой, хотя при этом говорили и о стилевой разнородности разных частей романа.
Анна Перетягина обратила внимание, что это произведение может быть отнесено к жанру «автофикшн», сочетающему элементы биографии автора и вымысел. Максим Жидков отметил фактические неточности в дневнике Ксении Лесовой, притом, что в целом и эта часть романа основана на реальных фактах, которые периодически упоминаются (смерть Высоцкого, взрыв на Сортировке и другие).
Несмотря на оптимистичность финала, роман содержит описание многих трагических событий в жизни той и другой героини. Смерть детей, постоянная нищета, бытовые проблемы, измены мужа и др. (Ксения Левшина). Не менее драматична и жизнь Ксаны. Кому-то роман показался излишне пессимистичным, кому-то чрезмерно «раздутым» за счет многочисленных подробностей, описания деталей, переизбытка персонажей (в которых можно и запутаться). Тем не менее следует отметить, что данное произведение, безусловно, представляет интерес для самой разной читающей аудитории. В книге есть и сугубо личные моменты, и погружение в эпоху нашего недавнего прошлого – 1980–90-е гг. Анна Перетягина в финале заседания сказала, что ее заинтересовало творчество писательницы и она хочет продолжить знакомство с ним.
В завершение хочется привести некоторые цитаты из романа:
«…Мы не можем выбрать себе родителей или детей, место рождения и место смерти, даже друзей и любимых – я в этом уверена! – выбираем не мы, а случай и судьба, играющие то ли в шашки, то ли в поддавки. Но есть один выбор, который почти всегда зависит только от нас, более того, только мы несём за него полную ответственность, – это наша работа. Профессия, призвание, ремесло, оно всегда подставит плечо, разгонит тучи над головой, высушит даже самые горькие слезы»;
«Марианна права: одним людям действительно прощается больше, чем другим. Им даже высший суд может устроить спецобслуживание – важно вовремя предъявить список талантов и перечень жизненных достижений. О пушкинском дельном человеке и красе его ногтей знает каждый, но что можно сказать о холодном и жестокосердном мужчине, совершившим переворот в науке? Любые весы выйдут из строя, лишь только попробуешь взвесить на них его поступки…»;
«Любовь Ксенички к своему невенчанному мужу была настоящей, зримой, доказуемой. Как фундамент – пусть его не видно, но на нем все и держится. Любовь К.К. напоминала хрупкие недолговечные кристаллы, выросшие по случаю, где пришлось» (Открытие Константина Матвеева и связано с «явлением нарушенной кристаллизации»).
Деятельность Литературного клуба дает возможность всем желающим не только быть в курсе литературных новинок, но и высказать свободно свое мнение о различных авторах и произведениях в непринужденной обстановке.


Г. А. Авдеева,
доцент кафедры ИЯРФ

Привязанный альбом:  Литературный клуб продолжает работу. Роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет»
Показать все фотографии

Возврат к списку