Об институте |
Со студентами ФФМК на премьеру «Лира» - продолжаем изучение Шекспира
05.05.2025
3 мая состоялась премьера «Лира» в нашем драмтеатре. Г.А. Авдеева, Ю.А. Фомина, доценты кафедры ИЯРФ, вместе со студентами группы Нт-106о РЛТ посетили это мероприятие. Для студентов 1 курса это было важно еще и потому, что они только что приступили к изучению творчества гениального драматурга в рамках истории зарубежной литературы.
Эта премьера была особенно интересна, поскольку в 2023 году театр представлял эскиз одноименного спектакля в антураже Нижнетагильского завода-музея. Режиссер Георгий Цнобиладзе обещал сохранить общую идею той постановки, а также актеров. Но, безусловно, спектакль не может повторить эскиз один в один. Хотя актеры, действительно, остались те же, только несколько расширился состав персонажей. Сохранились и декорации некоего условного завода. И все же спектакль не просто расширенная версия эскиза. Изменился музыкальный рисунок, добавились не только персонажи, но и, соответственно, многие сцены. Некоторые эпизоды получили другое решение в силу определенных технических причин.
Главное достоинство спектакля – это сам Лир в исполнении Каратаева. Известно, что персонажи Шекспира в отличие, например, от героев театра классицизма, не схематичны, неоднозначны. И при этом есть группа персонажей эволюционирующих. Среди этих героев особенно заметную эволюцию претерпевает как раз Лир в одноименной трагедии. В начале трагедии это самовлюбленный властитель, которые настолько привык к почитанию, что уверен: даже передав королевство дочерям, он сохранит всеобщее преклонение. Затем он переходит к стадии ненависти к своим детям. А позже начинает сознавать в целом несовершенство мира (после встречи с несчастным Эдгаром-Томом) и прозревает, впадая в безумие. После сцены бури и «суда» над дочерьми мы видим абсолютно сломленного Лира. И Каратаев передает это безупречно: его герой буквально лишается сил, а также почти утрачивает способность говорить. Контраст властного, «громкого» Лира в начале спектакля и абсолютно раздавленного старого человека в этой сцене поражает. И финальная сцена, когда Лир выносит мертвую Корделию, прожита Каратаевым убедительно…
Спектакль, возможно, спорный, но никого не оставил равнодушным. Злата Мелехина поделилась своими впечатлениями после спектакля: «От сцены «суда» над дочерьми у меня просто навернулись слезы – это было душераздирающе. Воссоединение Корделии с отцом в финале выглядело не менее печально. Объемные декорации, музыка и вспышки света – все это дополнило прекрасную игру актеров. Особенно мне понравилась игра актера, исполнявшего роль Лира».
Радует, что на спектакль пришли студенты 1 курса. Теперь есть интересный материал для обсуждения на занятии по истории зарубежной литературы. Хотелось бы вообще возродить традицию посещения театра со студентами для просмотра спектаклей по изучаемым произведениям. Когда-то мы смотрели и обсуждали постановки пьес Мольера, Бомарше, Шекспира и других авторов.
Г.А. Авдеева – доцент кафедры ИЯРФ.
Привязанный альбом: Со студентами ФФМК на премьеру «Лира» - продолжаем изучение Шекспира |