Об институте


История вуза живет в его музеях

Нина Борисовна Вернигор
Директор музейного комплекса НТГСПА

История вуза живет в его музеях


Посвящается памяти
В. И. Смирнова

В настоящее время в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии функционируют шесть музеев: истории вуза, музей археологии Урала, музей Природы, музей истории филологического образования, выставочный зал на художественно-графическом факультете, музей истории развития студенческих отрядов в НТГПИ–НТГСПА. Музейный комплекс создавался в течение 15-ти лет. В статье показана роль музеев – хранителей традиций и культуры образовательного учреждения.

В 1999 году исполнилось 60 лет со дня открытия учительского института. В связи с этим событием у ректора Владимира Ивановича Смирнова, историка по образованию и исследователя по призванию, зародилась идея создания музея истории вуза. Идея была поддержана общественными организациями сотрудников и студентов, и 4 февраля 1999 г. Ученым советом было принято решение об открытии музея истории института как самостоятельного структурного подразделения.
Работа началась с нуля и закипела в прямом и переносном смысле слова. Не было коллекций, статей, фотографий, помещения, но был мощный научный потенциал и огромное желание открыть музей ко Дню учителя. Первым ученым, кого попросил В. И. Смирнов заняться разработкой концепции экспозиции, посвященной 60-летнему юбилею института и сбором материала, была доктор исторических наук Т. К. Гуськова. Фактически, вся жизнь Татьяны Константиновны связана с вузом. В 1948 году она окончила исторический факультет учительского института и проработала в институте 39 лет. Художественную концепцию выставки создала старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Лидия Киприяновна Васильева, к ней присоединились кандидат исторических наук, опытный музейный работник Елена Александровна Устинова и выпускница исторического факультета Марина Евгеньевна Перезолова. Организационные вопросы решала первый хранитель музея истории НТГПИ Зинаида Васильевна Шестакова.

Особенно ударным был сентябрь, работали все структурные подразделения вуза, материал собирали по крупицам. Результатом этой большой работы является коллекция из более 350 фотографий и множество предметов. Выставка была размещена на 33 стендах. Над обработкой и изготовлений фотографий много поработал Н.В. Митин, выпускник индустриально-педагогического факультета.

Долгожданный день открытия музея истории, представленного одним экспозиционным залом, состоялся 29 сентября 1999 г.

Фото №1.
Подпись. Панорама выставки «Институту 60 лет (1939 – 1999)»

На открытии выставки В. И. Смирнов фразой «Мы не можем уподобляться Ивану, родства не помнящему», определил главную задачу музея – собирать, хранить и пропагандировать учебные, научные, творческие и спортивные достижения студентов, преподавателей, сотрудников и выпускников.

В 2001 г. был открыт выставочный зал музея, в котором освещается текущая жизнь коллектива студентов и преподавателей. Зал оснащен необходимой электронной техникой.

Отражая историю развития вуза, стационарная экспозиция обновлялась дважды: в 2008 и 2014 годах.

В 2003 году произошло важное событие - институту присвоен статус академии. Удержать победу не менее трудно, чем ее завоевать, пришлось много потрудиться. Ректоратом при поддержке Ученого совета были созданы условия для активизации научной работы преподавателей. В результате численность профессорско-преподавательского состава с учеными степенями достигла 65,2 %, что было выше аккредитационных нормативов на 5,25 %. Были разработаны и лицензирована 51 профессиональная образовательная программа, что позволило открыть много новых специальностей и специализаций. Большие денежные средства были израсходованы на приобретение электронной техники. Существенно изменилась структура вуза, к руководству пришли молодые, энергичные кандидаты наук, доктора.

Ректор В. И. Смирнов, верный принципу «история хранится в музеях», принял решение о реэкспозиции выставки 1999 года. В штат музея он вводит должность научного сотрудника, приглашает на работу кандидатов исторических наук О. В. Рыжкову и Е. А. Устинову, подключает имеющих оформительский опыт дизайнеров Л. К. Васильеву, Н. А. Гундыреву, Ю. В. Медюху, начальника фотолаборатории Н. В. Митина, дает поручения директору музея Г. Л. Гордиенко. И вновь закипела работа. Цель выставки заключалась в отражении деятельности коллектива, направленной на приобретение и поддержание статуса академии. Большую роль в создании новой экспозиции сыграла О. В. Рыжкова.

Ольга Васильевна – для музея личность значимая. За три года работы преподаватель предмета «Музееведение» разработала ряд организационных документов, написала справку о музейном комплексе НТГСПА, осветив в ней все направления его деятельности. Под ее руководством собрана коллекция, посвященная памяти академика Ю. П. Петрова «Учитель, перед именем твоим…». О. В. Рыжкова - самый активный экскурсовод, нет выставок, на которые бы она не приводила студентов. В 2012 г. ею была оформлена выставка, посвященная 290-летию г. Н. Тагил: «Город, годы, события, люди». Выставка сыграла определенную роль в присуждении музейному комплексу академии первого места за победу в городском смотре-конкурсе музеев и уголков боевой Славы учреждений профессионального образования г. Нижний Тагил.

В настоящее время в экспозиционном зале функционирует юбилейная выставка из 25 стендов «История вуза за 75 лет». Всего в подготовке экспозиции приняли участие более ста человек. Концепцию разработала куратор выставки, кандидат биологических наук Н. Б. Вернигор. Тексты редактировала проректор по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук Л. П. Филатова, художественную компоновку стендов выполнила отличница учебы, выпускница факультета художественного образования Ю. О. Окулова, под руководством преподавателя Н. А. Гундыревой.

Оформили выставку студенты факультета художественного образования, под руководством председателя студенческого научного общества академии, выпускника 2014 года, отличника учебы, в настоящее время преподавателя кафедры художественного образования Сергея Брюханова. Руководила работой студентов кандидат педагогических наук, зав. кафедрой художественного образования И. П. Кузьмина.

К созданию выставки, несмотря на финансовые трудности, с пониманием отнесся и. о. ректора С. А. Ноздрин.
Фото №2.
Подпись. Фрагмент выставки «История вуза за 75 лет»

За прошедшие 13 лет в выставочном зале музея проведено около двухсот выставок по самой разнообразной тематике: творческие отчеты преподавателей, кафедр, факультетов, студентов, персональные юбилейные выставки, выставки – чествования заслуженных работников вуза и студентов, отличников учебы, выставки, посвященные государственным праздникам, юбилеям вуза.

Открытие выставки – это всегда нарядный и содержательный праздник, это заслуженное чествование личности, коллективов и отражение результатов их трудовой деятельности. Деканы факультетов контролируют посещение студентами новых выставок, материалы выставок используются в учебном процессе. Частыми гостями выставок являются учащиеся школ, ветераны вуза, участники фестиваля «Вечная молодость», пенсионеры города и пригорода.

Зал расположен по пути в кафе, дверь всегда открыта, и трудно пройти мимо красиво оформленной выставки, привлекательность которой создается профессиональными умениями студентов и преподавателей факультета художественного образования.

Фото №3.
Подпись. Выставочный зал. 2014 г.
Выставочный зал. Экспонат выставки «Вечная молодость». 2012 г.

Об эмоциональном воздействии выставок свидетельствую записи посетителей в трех объемных книгах отзывов, первые записи сделаны в 2001 году. В 2005 г. начат сбор афиш выставок.

Гордостью музея является богатейший фонд, основную часть которого составляют научно-вспомогательные материалы, документирующие историю становления и развития вуза. Историческую ценность представляют четыре книги, изданные к юбилеям вуза: к 55-летию, 60-летию, 65-летию, к 70-летию. Ответственным редактором всех книг был В. И. Смирнов. Каждая книга имеет свою неповторимую структуру и стиль, но все вместе они раскрывают историю развития вуза в лицах и событиях, хроника истории института (1939–1999) освещена в книге, изданной в 1999 году [1].

Большой вклад в составление хроники внес Е. Г. Неклюдов, доктор исторических наук, выпускник исторического факультета нашего института. Продолжение хроники развития вуза – с 2000 г. по 2014 г. – отражено на стендах, а первоисточники – приказы о структурных изменениях ВУЗа собраны в отдельную папку и хранятся в фондах музея.

Бесценными историческими источниками являются такие документы, как оригинал первого Устава учительского института и протоколы распределения выпускников, начиная с 1941 г. (первый выпуск). Книги протоколов распределения и книги регистрации дипломов содержат сведения о количестве подготовленных специалистов, как в целом, так и по специальностям и годам выпуска. За 75 лет вуз дал путевку в жизнь 51723 выпускникам. Учительский институт за 14 лет (1939 – 1953) подготовил 1571 учителя. Педагогический институт за 43 года (1954 – 2002) подготовил 27606 учителей. Академия за 12 лет (2003 – 2014) выпустила 22546 бакалавров, специалистов и магистров, подготовленных для работы в образовании, в социальной сфере и в управлении.

Большую ценность представляют отчеты по результатам самообследования в 1997, 2002, 2005 и 2013 годах. В отчетах представлена, в соответствии с требованиями Минобразования, полная информация обо всех направлениях деятельности коллектива вуза в последние 22 года. Материалы отчетов активно использованы при оформлении третьей экспозиции и многочисленных временных выставок. Чтобы сделать вывод о том, в каком направлении менялось содержание образовательных программ в вузе, достаточно проанализировать учебные планы, предоставленные музею проректором по учебно-методической работе Л. П. Филатовой. Коллекция включает учебные планы, начиная с 1974 г., когда подготовка учителей во всех вузах осуществлялась по единым министерским планам.

Есть и копии всех лицензий, приложения к которым дают полную картину о специальностях, направлениях, профилях и специализациях выпускников. Это в свою очередь является основанием для оценки роли вуза в решении кадровых проблем города и области.

В связи с юбилеем вуза музеем собраны сведения о 4668 выпускниках вуза, работающих в системе образования и других сферах. Руководство ВУЗа благодарно за оказанную помощь в сборе материала управляющему Горнозаводским управленческим округом М. П. Ершову - выпускнику индустриально-педагогического факультета, начальнику управления образования администрации Горноуральского городского округа, В. А. Луневу - выпускнику химико-биологического факультета. Контроль предоставления информации осуществляли начальник отдела по взаимодействию с органами исполнительной власти Администрации Горнозаводского управленческого округа Ю. В. Белянина - выпускница факультета иностранных языков и руководитель сектора по работе с кадрами и документационному обеспечению Управления образования г. Н. Тагил Н.П. Масолович.

Из справок следует, что в 146 муниципальных образовательных учреждениях города образовательную деятельность осуществляет 3071 выпускник НТГПИ – НТГСПА, что составляет 50,2 % от числа работающих педагогов. В 27 муниципальных образовательных учреждениях Горноуральского городского округа из 577 человек 267 человек – выпускники вуза (46,3 %). В общеобразовательных учреждениях число выпускников составляет 69,6 %, в дошкольных образовательных учреждениях – 32, 5 %, в учреждениях дополнительного образования – 36, 8 %.

Пятьдесят одна специальность, профили и специализации, несмотря на общую гуманитарную направленность, позволяют найти широкое применение полученным знаниям во всех сферах жизни города, в том числе и в промышленности.

По данным начальников отделов кадров на 1.01.2014 г. выпускники вуза работают: в ОАО ЕВРАЗ НТМК – 518 человек, в ОАО НПК «Уралвагонзавод» – 361, в правоохранительных органных – 198, в учреждениях социальной защиты – 132 человека, в ООО «Водоканал-НТ» – 25, в органах местного самоуправления – 18 человек, 78 человек работают на мелких предприятиях.

Чтобы оценить качество подготовки выпускников, музей собирал сведения и о награжденных выпускниках – работниках образовательных учреждений города. Данные прислали 142 руководителя из 146. От числа работающих выпускников процент награжденных наградами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Свердловской области составляет: в общеобразовательных учреждениях от 21 до 42, в учреждениях дополнительного образования – от 41 до 47 и в учреждениях дошкольного образования 11 – 18%.

К юбилею подготовлена выставка «Академия гордится выпускниками», рассказывающая о выпускниках – Заслуженных учителях РФ, Отличниках народного просвещения РФ, Почетных работниках РФ.

Большой исторический интерес представляют фотоальбомы, оформленные к открытию музея, в дальнейшем эта коллекция пополнялась, и в настоящее время состоит из 53 альбомов. Содержание этих альбомов, естественно, отличается от содержания выставок, они интереснее своей детализацией и душевной теплотой, в альбомах больше представлены студенты, нежели преподаватели.

Выпускники прошлых лет, когда заходят в музей, с удовольствием и благодарностью вспоминают студенческие годы. Есть альбомы, посвященные деятельности ректоров М. М. Кожевникова и В. И. Владимирцева, много собрано материала о В. И. Смирнове. Ценный альбом к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне (2000 г.) сделан на основе материалов, собранных А. И. Агашковым, бывшим военкомом Тагилстроевского района. По материалам архивов военкоматов он составил биографии 26 сотрудников вуза – участников войны. В дальнейшем эта работа была продолжена.

В настоящее время музей имеет сведения о пятидесяти участниках войны. В музее есть фотография встречи в 1975 г. ректора В. И. Владимирцева с участниками войны, инициировал встречу подполковник А.И. Агашков, мундир которого хранится в музее.

Встречи руководства вуза с участниками войны, тружениками тыла, ветеранами вуза стали ежегодными. Их организует Совет ветеранов и отдел по воспитательной работе.

Тема войны в вузе и музее – разговор особый, патриотическое воспитание – одна из главных задач воспитательной работы вуза.

Первый стенд, посвященный участникам войны, был оформлен по инициативе проректора по научной работе П. А. Трифонова. Размещался он

в фойе перед актовым залом. Второй вариант музейного стенда, посвященного ветеранам войны, был выполнен в 2005 году в связи с подготовкой к празднованию 60-летия Победы. Его композиционное решение было разработано тагильским художником А. П. Шлемовым, выпускником художественно-графического факультета НТГПИ. «Никто не забыт – ничто не забыто…» – эта надпись занимает центральное место и определяет тему экспозиции, составленной из фотографий ветеранов и исторических экспонатов, отражающих военные события. Памятный стенд занимает центральное место, и к нему привязано художественное оформление всего зала в 2014 г.

Фото №4
Подпись. Главная тема экспозиционного зала. 2008 г.

В 2005 г. была реализована еще одна идея ректора В. И. Смирнова: изготовлены 24 портрета заслуженных сотрудников вуза – участников ВОВ, и с тех пор портреты возглавляют колонну вуза на демонстрациях.

Есть в академии еще один уголок памяти участников войны – аллея Ветеранов. Она была заложена в 1981 г. по инициативе председателя профсоюзной организации преподавателей и сотрудников, кандидата педагогических наук А. М. Аверина. Стелу и таблички для аллеи изготовил учебный мастер Н. В. Митин, выпускник индустриально-педагогического факультета.
В 2012 г. штаб студенческих отрядов обратился к В. И. Смирнову с предложением реконструкции аллеи, работали бойцы строительного отряда «Аккорд», руководила работой командир городского штаба студенческих отрядов Т. С. Катриш, выпускница химико-биологического факультета.

Ко Дню Победы памятник был открыт, на пилонах памятника увековечены фамилии 50 сотрудников вуза – участников ВОВ.
Фото №5.
Подпись. Открытие памятника. 2012 г.

Приглашенные на митинг родственники участников войны благодарили студентов и руководство академии за дань уважения и памяти своих близких, теперь уже ушедших из жизни.

В фондах музея имеется ценнейший источник информации – фотоархив. Он создан Н. В. Митиным, добросовестным работником и талантливым фотографом, заведующим фотолабораторией с 1986 г. В электронном архиве лаборатории хранится 372602 оцифрованных фотоснимка в 7512 наименованных папках и 4000 негативов.

Работа с архивом осложняется из-за их недостаточной аннотации. Лет через пять, когда в вузе не останется «старожилов», фотоснимки без дат, событий и фамилий превратятся в «слепой» клад. А ведь именно фотографии, сделанные Н. В. Митиным, украшают все изданные книги, альбомы, выставки. Проблема аннотации и классификации снимков пока остается одной из самых острых.

В 2008 г. издан приказ «О создании Музейного комплекса НТГСПА».

Три из 6-ти существующих музеев являются учебными.

Назначение учебных музеев – обеспечивать средствами наглядности учебный процесс и подготовку кадров – было определено еще в XVII в. Оксфордским университетом.

Учебные музеи академии созданы кафедрами, материалы музеев активно используются как в учебном процессе, так и в научной работе студентов и преподавателей.

С деятельностью музея археологии Урала можно познакомиться в статье создателя музея, доктора исторических наук, профессора Ю. Б. Серикова [2]. Ниже изложено несколько выдержек из этой статьи.

«Музей археологии Урала был открыт в 1997 г. С самого начала музей создавался как учебный. В музее регулярно проводятся занятия со студентами, изучающими археологию, во время практических занятий выполняется обработка материалов полевых исследований и научное описание экспонатов.

В экспозиции музея представлены наиболее яркие «пятна» древней истории Урала, изучением которых и занимались археологи академии. Последние 15 лет объектами исследований являлись пещерные святилища реки Чусовой, культовые памятники Шайтанского озера и «кладбища мамонтов» на реках Сосьва и Тавда. Найденные уникальные экспонаты раскрывают особенности материальной и духовной жизни древнего населения Урала в разные археологические эпохи.
Экспозиция музея активно используется преподавателями всех факультетов НТГСПА при изучении древнейшей истории родного края.

Следует подчеркнуть еще одну особенность музея – открытые витрины. Все экспонаты можно взять в руки, будь это зуб мамонта или подвеска, или наконечник стрелы. Такой подход позволяет посетителю ближе соприкоснуться с древностью, ощутить ее, что производит на человека сильное эмоциональное воздействие и позволяет более глубоко запечатлеть в памяти полученную в музее информацию.

Вторым направлением экспозиционной деятельности академии является организация отчетных выставок по итогам полевого сезона. Первая такая выставка состоялась в 2004 г., и с тех пор они проводятся ежегодно. Экспонируется она в выставочном зале НТГСПА, площадь которого позволяет реализовать любые экспозиционные идеи.

Экспонирование археологических находок обычно дополняет фотовыставка, где отражены различные аспекты полевых исследований. Иногда выставка сопровождается костюмированными представлениями и фильмами. В 2011 г. на открытии выставки, посвященной юбилею исторического факультета НТГСПА, посетители могли увидеть двух шаманов, которые представляли духов реки Чусовой и Шайтанского озера. С большим интересом они прослушали и рассказ о приключениях мамонтенка Гарика» [2].

Фото №6.
Подпись. Ю. Б. Сериков со студентами. На открытии выставки «Древности Тагильского края глазами студентов - историков» 2011 г.

Экспонаты музея археологии Урала

Далее речь пойдет о музее Природы. Изложенная информация частично взята из статьи создателя музея декана химико-биологического факультета А. В. Лунева [3].

«Уникальный в г. Нижний Тагил музей Природы открыт в феврале 2008 г. Только в этом музее города можно увидеть все биогруппы, характеризующие ландшафтный тип Среднего Урала. В числе первых посетителей выставки – студентов и преподавателей НТГСПА, были и члены государственной аттестационной комиссии, которая в эти дни работала в академии.
Музей Природы был задуман как музей Экологии природных систем Урала, но, с подачи учащихся школ, к музею прижилось имя «Природы». Пришлось согласиться, так как основная функция музея все же образовательная. Экспонаты музея постоянно используются на практических занятиях по зоологии и эволюционному учению. На материалах музея студенты пишут рефераты, научные доклады, выполняют курсовые работы» [3].

В 2004 г. кафедра биологии приняла решение о создании музея. Но без поддержки В. И. Смирнова он бы не состоялся, так как экспонаты стоят безумно дорого. Ректор дает добро на открытие мастерской по изготовлению экспонатов. В штат кафедры принят техник-таксидермист А. А. Ступников выпускник химико-биологического факультета, страстный охотник, большой знаток природы, знающий повадки крупных и мелких животных, он своими руками создал не один десяток чучел.

«Основа зоологической коллекции сегодняшнего музея была заложена еще в 1948 году, когда преподаватели Л. М. Купчикова и А. В. Самородов приобрели чучела разных животных, влажные препараты позвоночных и беспозвоночных животных. В 1960-е годы среди экспонатов, доставленных в контейнерах из Москвы и Ленинграда в педагогический институт, было и чучело дальневосточного кота, датированное 1914 годом и изготовленное в Санкт-Петербурге. Сегодня это чучело является одним из старейших экспонатов современной коллекции музея» [3].

В настоящее время в музее собрано около 140 экспонатов, есть даже два красавца медведя, а коллекция птиц просто поражает воображение. Такой богатой коллекции нет даже в городском краеведческом музее.

«При разработке проекта учебного музея экологии было решено создать такую экспозицию, которая бы воссоздавала взаимосвязи природных компонентов, а также характеризовала природно-территориальные комплексы пихтово-еловых, сосново-еловых и северотаежных лесов разных типов» [3]. Эта идея была успешно реализована.

Художественная концепция музея разработана Н. А. Гундыревой, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства. Воображение посетителей поражает все: расположение и красота подсвеченных подлинных природных экспонатов, звуки природы, голоса птиц и животных, воссозданные различными аудио - и видеотехнологиями. Есть в музее и слайд-шоу, документально иллюстрирующие природно-территориальные комплексы Урала.

Музей пользуется большой популярностью в городе, о нем знают все школы и Центры работы с пенсионерами. Только в год открытия в музее проведено 60 экскурсий, в нем побывали более 1300 тагильчан. В настоящее время число посетителей превышает 6000 человек. Книга отзывов заполнена восторженными записями о содержании экспозиции и эстетическом воздействии экспонатов.

Фото №7
Подпись. Музей Природы.

Выставочный зал художественно-графическим факультетом был открыт в 1984 году. Дизайн экспозиционного пространства был разработан под руководством преподавателей факультета. Практическое воплощение замысла проведено с участием дипломников. Благодаря поддержке, оказанной ректором В. И. Смирновым, зал получил современное выставочное оборудование. Ежегодно в течение учебного года здесь проводится 10-12 выставок. Хорошее качество экспозиционного оборудования и общее добротное оформление зала позволило проводить в нем не только студенческие выставки и художественные акции, но и выставки работ профессиональных художников самого высокого уровня, российских и зарубежных.

Выставочный зал активно используется как учебная аудитория. Достаточно один раз побывать на просмотре курсовых или защите дипломных работ студентов, чтобы понять, как важно профессиональное общение для тех, кто занимается искусством. В зале идет обмен мнениями, «кипят страсти», ведется коллективный анализ творческих работ, здесь проводятся мастер-классы, организуются экскурсии для учащихся. Выставочный зал – стартовая площадка для подготовки к участию в российских и международных выставках.

Картинная галерея в главном корпусе получила свою постоянную прописку в 2010 г. с приходом к заведованию кафедрой художественного образования кандидата педагогических наук И. П. Кузьминой.

Главной темой экспозиций, которые меняются в течение года два раза, является тема «Учитель и его ученики», многие из выставленных картин участвуют в дальнейшем в выставках высокого ранга.

Фото №8
Подпись. Картинная галерея. С. А. Костылев, персональная выставка. Живопись. 2012 г.

В 2008 г. в академии создан Музей истории развития студенческих отрядов в НТГПИ–НТГСПА, его работу курировала главный специалист управления воспитательной работы, руководитель студенческих отрядов академии Т. С. Катриш. В нем хранится летопись отрядовского движения, начиная с 1957 г., когда 300 студентов НТГПИ приняли участие в освоении целины. В 1966 г. был создан первый строительный отряд «Аккорд», с этого времени музей начал накапливать атрибуты студенческих отрядов: флаги, значки, награды, подарки, фотографии, стройотрядовские «целинки» и многое другое.

В декабре 2012 г. состоялось открытие Музея истории филологического образования, ответственная за музей – Е. В. Полюгова, зам. директора института по учебно-воспитательной работе. Руководил созданием музея директор института филологии и массовых коммуникаций (в настоящем декан одноименного факультета) – О. Ф. Родин. Хотя музей и молодой, но 75-летняя история филологического образования богата событиями и достижениями. В музее собран огромный материал по истории развития в прошлом трех самостоятельных факультетов: иностранных языков, факультета русского языка и литературы и факультета массовых коммуникаций.

Жизнь музейного комплекса академии не тлеет слабым огоньком, она горит ярким пламенем благодаря энергии студентов, преподавателей, заведующих кафедрами, деканов, ректората.

В 2011–2012 учебном году коллектив готовился к очередной аккредитации. Ничто не предвещало грозы, все показатели соответствовали аккредитационным. Но в октябре 2012 г. «грянул гром» – академия по показателям впервые проведенного в практике российского образования мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования была признана неэффективной. Но, так как в академии созданы все условия для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в 2013 г. академия была аккредитована.

В августе 2013 года Министерство образования и науки РФ издает приказ, в соответствии с которым Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия должна быть реорганизована в форме присоединения к Российскому государственному профессионально-педагогическому университету в качестве обособленного структурного подразделения.
В 2015 г. к власти придут новые люди. Без поддержки администрации музеи функционировать не смогут.

Хотелось бы надеяться, что музеи – хранители исторического наследия, созданные по инициативе ректора, доктора наук, профессора, академика

В. И. Смирнова, усилиями многих и многих энтузиастов и впредь будут активно пополнять свои фонды, и радовать студентов, преподавателей и гостей.

Литература

  1. Нижнетагильский государственный педагогический институт: 60 лет в отечественном педагогическом образовании. – Нижний Тагил, издательство НТГПИ, 1999. – 204 с.
  2. Сериков Ю. Б., Никонова Е. В. Археологические коллекции в музейно-выставочной деятельности Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии // Город: годы, события, люди: материалы II региональной научно-практической конференции. Нижний Тагил, 2012. С. 434–439.
  3. Лунев А. В. Музей Природы // «НТГСПА: 70 дней в семидесятилетней истории / отв. ред. В. И. Смирнов; Нижнетагил. гос. соц-пед. акад. – Нижний Тагил, 2009. С. 251–252.

Издательские данные опубликованной статьи.

Хранители исторического наследия. Музеи Нижнего Тагила. Статьи и воспоминания их создателей и сотрудников /авт.-сост. И. Г. Семенов; ред. Совет: И. Г. Семенов, председатель, Э. Р. Меркушева, М. Г. Агеева, А. В. Пислегина, О. А. Родина, О. В. Халяева, Администрация г. Н. Тагил. Нижний Тагил: Репринт, 2015. 472 с.; фотоил.