Опыт проектной деятельности вуза – в школу

11.12.2017
Проектная деятельность в школе уверенно занимает свое место, поскольку именно в совместной работе над проектом формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учении; формируются компетенции в области исследования, рефлексии и самооценки; реализуются принципы связи обучения с жизнью.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

2 декабря 2017 года в параллели 5-х классов МБОУ Лицей г.Нижний Тагил прошел День решения проектных задач. Каждый класс имел возможность выбрать актуальную для него проектную задачу. В 5Е классе проектное занятие «В гостях у радуги» состоялось под руководством профессионального художника-педагога Кузнецовой Натальи Сергеевны, декана факультета художественного образования НТГСПИ, кандидата педагогических наук, члена Союза художников России.

Проблема, актуализированная учащимися, - отсутствие в речи достаточного количества «цветовых» прилагательных, необходимых для описания пейзажных картин.

Цель решения проектной задачи – создать палитру «цветовых» прилагательных, востребованную на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, словесности.

Задачи, решаемые в ходе групповой проектной деятельности:
  1. В ходе практического исследования обнаружить максимальное количество возможных оттенков базового цвета, назвать каждый обнаруженный оттенок.
  2. Приготовить палитру цветовых оттенков следующих основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового.
  3. Создать и презентовать палитру «цветовых» прилагательных, востребованную на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, словесности.
Для решения поставленных задач все участники разбились по желанию на шесть групп, включая отдельную группу родителей. Сначала в группах учились работать с цветом на индивидуальной палитре. После ряда выполненных упражнений каждая группа перешла к решению основной проектной задачи - создать и презентовать палитру «цветовых» прилагательных, востребованную на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, словесности. Каждая группа готовила палитру цветовых оттенков лишь одного цвета: 1 группа - красного, 2 - оранжевого, 3 - желтого, 4 - зеленого, 5 - синего, 6 – фиолетового (фото 2-3).

По окончании работы каждая группа презентовала полученный результат: в устном выступлении: рассказали о том, как работали в группе, как получили необходимые оттенки, почему выбрали именно такие названия.

В результате работы по каждому основному цвету было выявлено от 25 до 36 оттенков. Каждый обнаруженный оттенок получил индивидуальное название: от простого соединения цветовых прилагательных, например, «бледно-лазоревый», до ассоциативно-метафорического, например, «крем-брюле». Получилась цветовая палитра и палитра «цветовых» прилагательных, востребованные на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, словесности.

Таким образом, задачи проекта были решены, цель проектной работы – достигнута.

В ходе совместной проектной деятельности каждый участник смог развить свои личностные качества, выполняя небольшое исследование в области цветоведения. Работа в группе сплотила участников проекта, так как каждый смог высказать свою точку зрения, вступить в диалог, достичь продуктивного положительного результата, презентовать результат социуму.

Работа, проведенная под руководством профессионального художника и ученого, не только познакомила учеников с особенностями профессии художника-педагога, но с новой стороны открыла мир изобразительного искусства, научила видеть прекрасное и создавать прекрасное вокруг, а это главное в дальнейшем профессиональном самоопределении пятиклассников.


Булыгина Л.Н.
учитель высшей категории МБОУ Лицей,
кандидат педагогических наук

Привязанный альбом:  Опыт проектной деятельности вуза – в школу

Возврат к списку