Сотрудничество СГФ и МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской по изучению теории и практики смыслового чтения увенчалось изданием пособия

27.12.2022
В XXI веке – веке информатизации – актуализировалась проблема чтения, читательской грамотности учащихся. В современном мире количество ситуаций, где без чтения нельзя обойтись, постоянно увеличивается. Грамотным людям легче ориентироваться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, принимать разумные решения в гражданских выборах.
Неслучайно о чтении сегодня пишут многие авторы, излагая систему знаний и практических умений в области чтения для успешной учебной и профессиональной деятельности. Становится очевидным, что для выработки стратегии развития читательской грамотности учащихся необходимы исследования не только на макро-, но и на микроуровне, уровне конкретного образовательного учреждения. Это и стало одной из причин обращения к теме исследования читательской грамотности педагогами МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской г. Нижний Тагил.

Этой темой образовательное учреждение занимается давно. В 2010 году, являясь одним из организаторов и площадкой для проведения областного научно-практического семинара «Школьный музей в образовательном пространстве города», школа презентовала опыт по проведению уроков, направленных на развитие у школьников мотивации к чтению.
Работа по изучению и продвижению чтения в школе активизировалась благодаря сотрудничеству с социально-гуманитарным факультетом филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. В течение 2016–2017 учебного года в школе работал методический семинар «Проектная деятельность в школе в условиях обновления ФГОС». Его кураторами были Е. С. Коваль, зам. директора по УМР МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской, О. В. Рыжкова, канд. ист. наук, доцент НТГСПИ, К. А. Постникова и А. А. Кочкина, студенты СГФ филиала РГППУ. В рамках семинара большое внимание было уделено обучению учителей методике работы с различными источники информации.

В декабре 2016 г. школа стала базой для проведения секции «Чтение как один из ресурсов повышения качества образования» X Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания», которую организовал социально-гуманитарный факультет филиала РГППУ в г. Нижний Тагил. В сборник материалов конференции вошли статьи, в которых школьные учителя совместно с педагогами и магистрантами филиала РГППУ представили результаты изучения техники чтения современных школьников, опыт по использованию исторической литературы во внеурочной деятельности.
В марте 2022 г. социально-гуманитарный факультет филиала РГППУ и МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской организовали региональный научно-методический семинар «Теория и практика обучения смысловому чтению в современной школе». По итогам этого события и было подготовлено изданное учебно-методическое пособие.

В пособии представлены методические и информационные материалы для организации учебной и внеучебной деятельности по диагностике читательской культуры обучающихся и формированию у них навыков смыслового чтения. Впервые системно и подробно презентуется опыт учителей МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской по развитию навыков смыслового чтения у современных школьников. Также в пособии представлены материалы, подготовленные преподавателями и выпускниками СГФ, с которыми школа давно и плодотворно сотрудничает.
Пособие адресовано школьным учителям, преподавателям и студентам высших учебных педагогических заведений, всем, кто интересуется проблемами чтения и читательской культуры.


О. В. Рыжкова,
зам. декана СРФ

Возврат к списку