Отдел информационных ресурсов |
Гумилев — поэт еще не прочитанный. Визионер и пророк…» -к 135-летию со дня рождения![]() Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду…. …Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Таким верховодом и завоевателем Гумилев был с детства. «Я хотел все делать лучше других, всегда быть первым. Во всем. Я был очень смелым. Смелось заменяла мне силу и ловкость» – вспоминал зрелый Гумилев.
![]() В Париже Гумилев слушает в Сорбонне лекции по французской литературе, изучает живопись. В 1908 году издает книгу «Романтические цветы», которую посвятил Анне Горенко (будущей А. Ахматовой).
![]() Гумилев был не только поэтом, но и одним из крупнейших исследователей африканского континента. Он принял участие в нескольких экспедициях на восток и северо-восток Африки и привез оттуда множество редкостей, переданных в петербургскую Кунсткамеру. Кроме стихов, в его творческое наследие вошли и этнографические заметки о жизни народов Африки. С детства мечтая о путешествиях и дальних странах, слушая рассказы своего отца, морского врача и военные истории, рассказанные дядей-адмиралом он мечтал отправиться в покорять новые земли. Еще в Париже под впечатлением от полотен Пикассо, Матисса, Дерена, которые использовали африканскую тему в своем творчестве, Гумилев задумал поездку в Африку. И в 1908 году Николай Степанович осуществил свою давнюю мечту. Он посетил Египет, Французский берег Сомали (1909 г.), но главной его целью была Абиссиния (1910 г.).
![]() Сквозь Черчерские дикие горы И седых на деревьях стрелял обезьян, Засыпал средь корней сикоморы.. И таинственный город, тропический Рим,
Шейх-Гуссейн я увидел высокий,
Поклонился мечети и пальмам святым,
Был допущен пред очи пророка.
Поэт провёл в Африке много месяцев, общаясь с местными жителями и вдохновляясь экзотической природой. Все события путешествия, местные обычаи и традиции аборигенов Гумилев отражал в «Африканском дневнике». После посещения Африки были написаны сборник «Шатер», статья «Африканское искусство», поэма «Мик», стихотворения, которые вошли в сборник «Огненный столп», «Чужое небо». Его произведения об Африке за их этнографическую точность называют «путеводителем» по Африке, а сборник стихотворений «Шатер» - называю учебником «географии в стихах». Поэт отмечал: «Я пишу географию в стихах.… Самая поэтическая наука, а из нее делают какой-то сухой гербарий…»
![]() «…В жизни пока у меня три заслуги – мои стихи, мои путешествия и эта война…» - писал Гумилев близкому другу М. Лозинскому. Он ведет подробный дневник военных дней «Записки кавалериста», который печатают в петербургской газете «Биржевые ведомости» в рубрике «Летопись войны». П. Лукницкий назвал «Записки кавалериста» суровой военной прозой, «без сусальности и прекрас».
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь, Но святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь. Кроме записок Гумилев пишет книгу «Колчан» (1915 г.), куда входит несколько стихотворений о войне. На излечении в госпиталях и лазаретах он создает драму в стихах «Гондла» (1916 г.), на материале исландских саг - арабскую сказку «Дитя Аллаха» (1917 г.). В том же 1917 г. Николай Степанович пишет «византийскую» трагедию «Отравленная туника» - одно из лучших созданий в истории театра, книгу «Фарфоровый павильон», состоящую из переводов восточных поэтов.
![]() Вершиной творчества поэта можно назвать его «Огненный столп» (1921 г.). В нем много лично пережитого, а стихотворения «Память» - оценка своего жизненного и творческого пути.
Гумилев Н. С. странствовал по Африке, в годы Первой мировой войны защищал Отечество, создал новое литературное направление – акмеизм, был главой ряда литературных обществ и погиб на взлете, полный творческих замыслов и планов. «Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?», – писал Гумилёв в одном из писем.
Николай Гумилев никогда не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти. Он открыто заявлял, что не понимает и не уважает большевиков. Раньше о политических убеждениях Гумилева никто не слыхал. В советском Петербурге он стал даже незнакомым, даже явно большевикам открыто заявлять: «Я монархист». Гумилева уговаривали быть осторожнее. 3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, заговоре против советской власти и сотрудничестве с Петроградской боевой организацией. 24 августа был вынесен смертный приговор. 26 августа 1921 года Николая Гумилева и 56 других обвиняемых по делу расстреляли. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.
Значение Н. С. Гумилева в истории русской культуры определила М. Цветаева: «Дорогой Гумилев, – пишет она из Франции спустя 10 лет после его гибели, – есть тот свет или нет, услышьте мою, от лица всей Поэзии, благодарность за двойной урок: поэтам – как писать стихи, историкам – как писать историю».
В фондах отдела информационных ресурсов имеются издания произведений Гумилева Н. С.
В тексте использованы иллюстрации из книг:
![]() ![]() ![]() Полный Список произведений Н. С. Гумилева и библиографии о нем в фонде ОИР НТГСПИ (ф) РГППУ.
|