Отдел информационных ресурсов
|
Я счастлив жить, служить отчизне А. Твардовский
21 июня исполняется 110 лет со дня рождения замечательного русского советского писателя, поэта и прозаика Александра Твардовского. Весь его жизненный и творческий пусть тесно связан с жизнью нашей страны и является поэтической летописью пережитой истории России. Любить родную страну, воспевать, идти ее путем, быть ее сыном и хозяином – главное, что определяло творческий путь А. Твардовского.
Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А. Твардовского.
… Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду,
А если –
то и жизнь отдать
(1967)
«Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой, - писал Твардовский в автобиографии. - Хорошо помню, что первое моё стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнёзд, я пытался написать, ещё не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения».
В начале своего пути в литературе Твардовский печатался в газетах как типичный журналист, писал деловые статьи, заметки, зарисовки, очерки. В 14 лет он публиковал маленькие заметки в смоленских газетах. В 1931 году вышла первая поэма «Путь к социализму», в 1935 году свет увидел первый сборник стихов поэта. В 1936 году А. Твардовский становится студентом МИФЛИ, диплом которого получил в 1939. В этом же году Александра Твардовского призвали в армию. За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.
В годы войны Твардовский часто выступал в армейской и фронтовой печати: “писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...”. В эти годы он стал автором цикла поэзии «Фронтовая хроника», приступил к работе по созданию поэмы – «Дом у дороги», которую завершил ее уже после победы, в 1946-м и, конечно, создал прославленную поэму «Василий Теркин».
«Василий Тёркин» – это лучшее из всего написанного о войне на войне» - К. М. Симонов. Поэму Твардовский начал в 1941-м, и окончательный вариант сочинения отдал в печать в 1945-м. Ее публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии. Поэма получила всенародное признание. В ней энергичное развитие действия, все эпизоды связаны друг с другом главным героем. Автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни. Эта, как назвал ее сам поэт, “Книга про бойца” воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Твардовский так определил значение этой книги для себя: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. … «Тёркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам».
От Москвы, от Сталинграда
Неизменно ты со мной –
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!
Победа застала Твардовского в Кенигсберге в звании подполковника.
Твардовский писал, что главной темой его творчества стала Великая Отечественная война. Его самые знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом...» и «Я знаю, никакой моей вины...» подтверждают это. Военной теме посвящена и поэма «Дом у дороги» о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи. Последние произведения («За далью даль», «По праву памяти», «Тёркин на том свете») наполнены подчас грустными размышлениями автора о послевоенной судьбе своей страны.
Помимо поэзии Твардовский писал и прозу. Самыми лучшими его произведениями все же стали поэтические сочинения, но не менее интересными получились и сборники прозы. В 1947-м он издал книгу под названием «Родина и чужбина», в которой тоже поднималась тема Великой Отечественной войны.
Кроме писательской деятельности Александр Твардовский прославился и как журналист. В 1950-1954 и 1958-1970 годах он становится главным редактором лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир».
«Редактором А. Т. Твардовский был чрезвычайно внимательным, умным и чутким. Он хорошо понимал и чувствовал то, что редактировал. И его редактирование могло принести произведению лишь большую пользу и никогда не приносило вреда» - вспоминал писатель Михаил Исаковский.
Годы работы на посту главного редактора были наполнены для А. Твардовского и бесконечной борьбой с цензурой, которая пыталась «зарезать» много произведений талантливых литераторов. На их защиту вставал Александр Трифонович, все чаще вызывая на себя недовольство советских властей. Он приложил немало усилий, чтобы на страницах его журнала появились сочинения опальных поэтов и писателей, таких как Ахматова, Солженицын, Троепольский и др. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.
Сегодня с уверенностью можно назвать Александра Твардовского великим поэтом, без которого представление о русской истории и русской жизни немыслимо и неполно. Он умел отстаивать свою правду, не отрекаясь от сказанного, отвечать за совершённое. Александр Трифонович сочетал в себе талант поэта, темперамент бойца, долг и совесть гражданина. Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие. Многие из его произведений учат в школе, они не теряют своей актуальности и сегодня.
В фондах отдела информационных ресурсов имеются издания, рассказывающие о биографии и творческом пути Александра Твардовского, а также его произведения.
|