Об институте


Книга о живой природе объединяет всех

22.02.2012

16 февраля 2012 года в нашей академии состоялась юбилейная, V Всероссийская научно-практическая конференция «Детская книга о живой природе: познавательные, нравственные и эстетические аспекты». Участниками конференции стали 116 человек – это писатели, ученые, журналисты, учителя, воспитатели, библиотекари, студенты и учащиеся, неравнодушные к живой природе. Почетным гостем конференции стала родная племянница Виталия Бианки Софья Викторовна Клюжева, которая на протяжении многих лет пропагандирует творчество этого замечательного писателя и является инициатором создания музея В. Бианки в Нижнем Тагиле.
С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась проректор по УМР Л. П. Филатова, которая отметила, что идея проведения конференции в таком тематическом ракурсе чрезвычайно важна, поскольку с раннего возраста книги о природе способствуют развитию мышления ребенка, его чувств, формированию личностных человеческих качеств. Обсуждая вопросы существования книги в жизни человека, мы можем прийти к решению, которое поможет сделать книгу активным и полноценным средством воспитания. Именно поэтому в академии особое внимание уделяется приучению студентов к чтению.
Детская писательница С. А. Лаврова (Екатеринбург) в своем выступлении подняла проблему все большего отдаления человечества от живой природы. Современным авторам трудно писать про животных – ведь для этого нужна не только фантазия, но и большие знания о мире вокруг нас. Но наши дети сохраняют в себе, в своей душе интерес к книгам о природе и животных. Возможно, этот интерес исторически обусловлен генетической памятью к древним охотничьим преданиям, передававшимся от поколения к поколению. Может быть, книги о животных, как и сами животные, обладают лечебным действием – они успокаивают и лечат детские души. Светлана Аркадьевна высказала надежду, что книги о природе и животных еще вернутся в нашу жизнь и жизнь наших детей.
Эту тему продолжил детский писатель О. Д. Трушин (Москва), который отметил, что изображение живой природы в литературе считается некоммерческой темой и только единицы способны писать о природе. Это очень почетная и ответственная миссия, требующая полного единения с природой. Настоящий писатель-натуралист доносит до читателей подлинные нюансы жизни дикой природы, скрытой от современных ребят и взрослых. Читая о живой природе, дети осознают, что являются частью окружающего мира. Литература о природе несет в себе три добродетели: истину, добро и обязательно умение жалеть, сострадание. Такую литературу нужно поднимать, потому что она нужна детям.
Завкафедрой технологий художественного образования НТГСПА А. Н. Садриева рассказала о замечательных книгах ветеринарного врача Джеймса Хэрриота. Необычно привлекательные образы животных, неподражаемый и очень мягкий юмор произведений Хэрриота способствуют воспитанию гуманности, доброты, экологическому и эстетическому развитию. По мнению автора, человек живет, чтобы быть в гармонии с миром, видеть красоту и помогать другим, и поэтому все мы – создания большие и малые, прекрасные и удивительные…
Декан факультета сценических искусств А. В. Миронов поведал о жизни замечательных игрушек в детской литературе. Волшебный мир животных-игрушек сохраняет природные характеры своих прототипов. Игрушки-животные в детской литературе несут сакральное знание о мире, они становятся для героя-ребенка самым преданным другом, иногда позволяют ребенку самому войти в роль воспитателя-наставника, который чувствует ответственность за подопечного, которого он приручил. Животные-игрушки исполняют исповедальную функцию, приучая ребенка заботиться о братьях наших меньших. Именно поэтому многие взрослые в книгах мечтают вернуться в мир детства – особый культурный мир, формирующий характер и направляющий развитие ребенка.
Замдиректора по воспитательной работе детско-юношеского центра «Меридиан» В. А. Тимохина (Нижний Тагил) рассказала о музее Виталия Бианки, где хранятся уникальные личные вещи, рукописи писателя и издания его произведений на иностранных языках, где создан живой уголок, организуются выставки и экскурсии. Каждый год 11 февраля – в день рождения В. Бианки – в музее проводятся Бианковские чтения, проходят встречи с учащимися школ и воспитанниками детских садов, для ребят проводятся литературные викторины, познавательные игры, конкурсы рисунков и тематические экскурсии.
Заместитель главного редактора журнала «Урал» Н. В. Колтышева (Екатеринбург) провела презентацию и обзор возрожденной на страницах журнала в октябре 2010 года рубрики «Детская», которая очень важна, интересна и нужна не только детям, но и их родителям и педагогам, а также библиотекарям и детским писателям.
Завкафедрой художественно-технологического образования НТГСПА Н. В. Буткевич рассказала о виртуальной выставке-конкурсе детского творчества «Прикосновение к живому», в рамках которой ребята создавали рисунки по мотивам любимых литературных произведений о живой природе. Теперь жюри конкурса предстоит выбрать самые искренние, самые оригинальные по замыслу работы из громадного множества произведений, присланных на конкурс. Но, как отмечает Нина Викторовна, в этом конкурсе победили все – и дети, прочитавшие замечательные книги и создавшие прекрасные работы, и взрослые, получившие вместе со своими детьми очутиться в прекрасном мире детской литературы о живой природе. В рамках конференции прошло заседание пяти секции. Первая секция поднимала вопросы формирования у детей толерантности, добра и гуманности. В качестве приоритетных направлений работы участники секции выделили принцип природосообразности и разработку методического обоснования процессов формирования у дошкольников и младших школьников личностных компетенций – экологической культуры, ценностного отношения к миру, эстетического воспитания. Предметом обсуждения второй секции стала проблема осуществления нравственного, эстетического, этического воспитания, формирования у школьников чувства благоговения перед жизнью в условиях оптимизации учебного процесса. Участники третьей секции отметили важность формирования души ребенка с малых лет, пробуждения интереса к живой природе, воспитания твердости духа, любви к родному краю, чувства взаимной благодарности, преданности и нравственной ценности жизни. В рамках четвертой секции библиотечные работники обменялись профессиональным опытом и определили, что для эффективной работы детских библиотек необходима их тесная координация с различными учреждениями дополнительного образования, привлечение необычных, нетрадиционных подходов к работе библиотекаря, а также поиск механизмов влияния на процесс книгоиздательства на региональном уровне с целью улучшения качества издаваемых книг о природе. Участники пятой секции проанализировали некоторые аспекты совместного творчества писателей и художников, рассмотрели роль натуралистического рисунка в контексте учебной деятельности и попытались сформировать требования к иллюстрациям в детской литературе. В работе секции приняли участие также и детские писатели, которые озвучили свой взгляд на то, какими должны быть иллюстрации в детской книге.
В целом конференция прошла органично и содержательно. Перед подведением итогов конференции перед гостями и участниками с прозаическими и лирическими миниатюрами о живой природе выступили студенты театрального профиля ФСИ. Все желающие также могли посетить не только тематические выставки в музее академии, но и музей природы НТГСПА, экскурсию по которому провел А.В. Лунев.
В следующем году планируется продолжить работу данной конференции, обратившись к проблемам детской литературы, связанной с произведениями, в которых затронуты вопросы школьной жизни во всех ее контрастных проявлениях. Тема шестой Всероссийской научной конференции: «Детская книга: радости и горести школьной поры».

Количество комментариев к элементу:  0

Возврат к списку