Об институте


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт – федеральная инновационная площадка!

PRO_Движение: в НТГСПИ начал работу коворкинг-центр

Наши студенты на форуме «Территория смыслов на Клязьме», смена «Цифровой мир»

«Территория смыслов – 2018». Смена «Образование будущего»

Педагогический класс: первые итоги и перспективы работы

Качество образования в НТГСПИ соответствует европейским стандартам

Проект студентки НТГСПИ получил грантовую поддержку от фонда «Росмолодежь»

Проект «Имена Победы» приобретает региональный масштаб

Студенты НТГСПИ получили возможность освоения онлайн-курсов национального портала онлайн-обучения «Открытое образование»

Мониторинг трудоустройства выпускников 2015 года

В РГППУ обучают по лучшим образовательным программам инновационной России

В рейтинге НОКО мы на высоком уровне!

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт признан эффективным!

Cертификат качества по направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования.

Наши выпускники всегда востребованы!

На пути к обновлению

Будем готовить новых специалистов!

История вуза

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» – старейшее в Нижнем Тагиле учебное заведение высшего профессионального образования.

Кожевников М. М.jpg
27июня 1939 года постановлением СНК РСФСР «О реорганизации педучилищ в учительские институты» был открыт Нижнетагильский учительский институт, в составе которого имелись физико-математическое, филологическое и историческое отделения. С момента своего появления НТУИ находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР и финансировался за счет средств государственного и местного бюджета. Значительные изменения, во многом усложнившие работу института, произошли в годы Великой Отечественной войны. Новое учебное заведение подверглось серьезным испытаниям. Главным из них явилось сокращение материальной базы института. В учебных зданиях НТУИ разместились эвакуированные Орджоникидзеградский машиностроительный и Криворожский горнорудный институты. Мешала работе и частая смена преподавателей. Несмотря на это, за четыре года войны в институте было подготовлено около 400 учителей. В 1948 году в институте действовало четыре отделения – физико-математическое, историческое, филологическое и естественно-географическое, работали трехгодичное заочное и вечернее отделения.

ПостановлениВладимирцев В. И.jpgем Совета Министров СССР от 11 августа 1952 года № 3692 и на основании приказа министра высшего образования СССР «Об изменениях в сети педагогических и учительских институтов РСФСР» от 21 августа 1952 года Нижнетагильский учительский институт был реорганизован в высшее учебное заведение – Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ), дававший своим выпускникам полное высшее образование. Первым ректором стал Михаил Матвеевич Кожевников, который возглавлял вуз до 1968 года. 1950–1960-е годы стали периодом становления нового педагогического вуза и постепенного решения многочисленных проблем его развития. В 1952–1953 гг. были созданы химико-биологический факультет, в 1959 году открылись первые на Урале художественно-графический и инженерно-педагогический (позднее переименованный в индустриально-педагогический) факультеты. Открыты кафедры физвоспитания, иностранных языков, педагогики, философии. С 1968 года по 1988 год вуз возглавлял Владимир Иванович Владимирцев. За это время институт превратился в учебное и научное учреждение, в составе которого насчитывались шесть факультетов со значительным штатом квалифицированных преподавателей и существенно расширившейся материальной базой.

Смирнов В. И..jpgВ конце 1980-х годов начинается новый период истории НТГПИ. Он протекал на фоне больших перемен в жизни общества и во многом отражал их. Впервые 13 октября 1988 г. в НТГПИ на альтернативной основе был избран новый ректор. Им стал Владимир Иванович Смирнов. В эти годы активизируется деятельность ученого совета вуза. В марте 1989 года в институте был открыт факультет довузовской подготовки и профессиональной ориентации. В 1991 году на базе института была открыта средняя профильная школа № 75, которая была создана на учебной базе института и работала по программам, составленным вузовскими преподавателями.

В марте 1994 г. НТГПИ впервые получил лицензию и свидетельство об аккредитации. В составе вуза в этот период было восемь факультетов, 29 кафедр. Расширился перечень специальностей, по которым готовились выпускники для средних школ (10 специальностей).

В начале 2000-х годов в вузе были открыты три новых педагогических специальности – информатика, география и безопасность жизнедеятельности – и три социальных – связи и общественностью, социальная работа, документоведение и документационное обеспечение управления, а также прикладная информатика в экономической сфере. Основанием для открытия новых специальностей стали потребность региона в кадрах, большое число желающих обучаться по вновь открываемым специальностям, достаточная кадровая обеспеченность института и отвечающая современным требованиям его учебно-информационная и материально-техническая база.

После очередной процедуры государственной аттестации вуза в 2003 году в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 01 августа 2003 года № 3226 «О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений» путем реорганизации НТГПИ образована Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия.

В феврале 2008 года Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия прошла процедуру комплексной оценки деятельности. Экспертная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, проводившая оценку деятельности вуза, установила, что подготовка специалистов, осуществляемая в академии, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Образовательный процесс в полной мере обеспечен необходимыми кадровыми, информационно-методическими и научно-техническими ресурсами.

Начиная с 2008 года в академии ведется подготовка магистров, открывается аспирантура. В последующие годы вуз динамично развивается: в структуру академии входят 13 факультетов и четыре института, не считая центра дополнительных педагогических специальностей. Подготовка студентов ведется по 31 специальности (направлению подготовки). Численность студентов составляет 5880 человек.

Изменился и кадровый состав. Более 60 % преподавателей имеют ученые степени и звания. Действует аспирантура по четырем научным специальностям – русский язык, отечественная история, общая педагогика и история образования, методика обучения физики. Проводится последовательная работа по подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Заключен договор с Тюменским государственным университетом на проведение подготовки и организацию диссертационных защит. Проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций и в других научных центрах России. Ежегодно защищаются 18–20 человек.

В 80-е и 90-е годы значительно укрепилась материально-техническая база вуза, выросла площадь используемых зданий и сооружений. Отдельные учебные здания имеют индустриально-педагогический и художественно-графический факультеты. В 2004 году реконструировано и введено в строй здание, безвозмездно переданное вузу администрацией г. Нижний Тагил. В новом здании разместился факультет сценических искусств.

К 2008 году учебно-лабораторную базу вуза составляют 169 аудиторий, 12 учебных мастерских (на художественно-графическом факультете и факультете художественно-технологического образования), 6 методических кабинетов на факультетах и кафедрах, 10 спортивных залов, в том числе специализированные – тренажерные, гимнастический, борцовский, теннисный, лечебной физкультуры, исторического и сценического фехтования, два зала для хореографических занятий на факультете сценических искусств. Академия имеет спортивно-трудовой лагерь в поселке Черноисточинск с тремя открытыми спортивными площадками, лодочной базой, павильоном для теоретических занятий и шестью жилыми корпусами на 100 мест. Кроме того, полностью реконструирован актовый зал, созданы два зала для театральных занятий и центр сценического творчества «Диалог». На опытной агробиологической станции, занимающей площадь в четыре гектара, проводятся опытно-экспериментальная работа преподавателей, учебно-исследовательская и полевые практики студентов.

Вузовский музейный комплекс включает в себя шесть музеев и выставочных залов. В 2008 году состоялось открытие «Музея природы», где представлена экспозиция флоры и фауны природных комплексов Среднего Урала. В экспозиции около 60 таксидермических экспонатов, 40 из которых – чучела крупных животных. Экспонаты изготовлены в НТГСПА в собственной таксидермической лаборатории.

В академии установлено более 500 компьютеров, действуют 23 учебных компьютерных класса, 18 из них располагают собственной локальной сетью и доступом в единую общеакадемическую сеть, имеющую выход в Интернет. Два класса предназначены для самостоятельной работы студентов во внеучебное время.
Особая гордость вуза – научная библиотека, в которой четыре абонемента, три читальных зала, компьютерный сектор с 15 ПЭВМ, зал каталогов с традиционным и электронным каталогами. Книжный фонд – более 500 тысяч экземпляров. В библиотеке работает единая информационная система и электронный каталог. Каждая единица хранения проходит предварительную обработку в отделе комплектования, где составляется электронная карточка издания и краткая аннотация. Именно через электронный каталог библиотеки осуществляется доступ к полнотекстовым электронным внутривузовским изданиям.

Вузовское общежитие иногородние студенты по праву называют своим вторым домом. По результатам конкурса среди вузов Свердловской области наши общежития неоднократно занимали 1-е и 2-е места.

Большое внимание в академии уделяется организации разнообразной по формам и содержанию внеучебной работы со студентами. Функционирует институт кураторов академических групп и курсов, действуют студенческие деканаты. Успешно работает Центр дополнительных педагогических специализаций. Акцент делается на развитие студенческого самоуправления. Поэтому обучение в вузе не только дает возможность каждому студенту реализовать себя в культурной, общественной деятельности, но и создает благоприятные условия для развития способности самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня.

Более 80 % студентов академии активно проявляют себя во внеучебной деятельности: занимаются в художественно-творческих коллективах, работают в студенческом научном обществе, стройотрядах. Почти 400 человек занимаются в спортивном клубе.
Коллективы студенческой художественной самодеятельности занимают призовые места не только на региональных, но и на всесоюзных и международных конкурсах. Например, студенческий франкофонный театр (рук. Ж. В. Живова) привез первое место с российского конкурса франкофонных театров, театр спорта «Форсаж» (рук. Н. И. Перминова) стал победителем фестиваля в Санкт-Петербурге, а музыкальные коллективы вуза известны не только в России, но и за рубежом. Наши художники – и преподаватели, и студенты – достойно представляют Нижний Тагил на международных выставках
.
В 2011–2012 учебном году по решению Ученого совета изменяется структура социально-педагогической академии, что связано с необходимостью оптимизации вуза за счет укрупнения его подразделений. Формируются социально-гуманитарный институт, институт филологии и массовых коммуникаций, институт психолого-педагогического образования, институт естествознания, математики и информатики. Кафедры философии и экономики преобразуются в единую кафедру гуманитарных и социально-экономических наук в составе социально-гуманитарного института. Кафедры русского языка и литературы также объединяются в единую кафедру филологического образования в составе института филологии и массовых коммуникаций. Кафедры биологии и химии преобразуются в единую кафедру естественных наук института естествознания, математики и информатики. Кафедры медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности преобразованы в единую кафедру безопасности жизнедеятельности в составе факультета спорта и безопасности жизнедеятельности. Кафедра художественно-технологического образования объединила существовавшие ранее кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и декоративно-прикладного искусства и дизайна. Таким образом, в составе академии действует пять институтов и четыре факультета.

В 2009-2010 гг. коллектив академии успешно перешел на новые стандарты высшего профессионального образования, обеспечив двухуровневую подготовку выпускников в бакалавриате и магистратуре.

В 2012 году НТГСПА получена лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. Для подготовки студентов по программам СПО разработаны учебные планы и графики учебного процесса для обучения по 6 специальностям, на которые в июле-августе 2012 года проведен бюджетный и контрактный набор абитуриентов:

031601 Реклама.
040401 Социальная работа.
050141 Физическая культура.
072501 Дизайн (по отраслям).
230701 Прикладная информатика (по отраслям).
280707 Защита в чрезвычайных ситуациях.

В академии создан факультет среднего профессионального образования.

В феврале 2013 года НТГСПА успешно прошла очередную процедуру государственной аккредитации.

В едином образовательном пространстве северных и северо-восточных территорий Свердловской области НТГСПА координирует научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность в области гуманитарных, общественных, психолого-педагогических и естественных наук. Имея базовые площадки, вуз сопровождает инновационные процессы, обеспечивая стратегическое развитие образовательных учреждений и повышение квалификации работников педагогической и социальной сферы, процессы профессиональной переподготовки. В 2012 г. доля преподавателей НТГСПА, имеющих ученые степени и звания, составляет 74%.

В академии ведется исследовательская работа по 6 крупным научным темам. В результате выполнения в 2013 году комплексных тем НИР кафедр, планов проблемных лабораторий и инициативных тем преподавателей опубликовано: 15 монографий, 4 из них коллективных, 7 учебников, 19 учебных и учебно-методических пособий, 12 сборников научных трудов по материалам конференций и результатам НИР. Всего за 2013 год преподавателями вуза опубликовано 345 статей, в том числе 24 – в журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных исследований.

Академией ежегодно заключается 20-25 договоров и соглашений о научном и научно-методическом сотрудничестве с образовательными и иными организациями. За последние 2008-2013 гг. в вузе подготовлено 76 диссертаций, большая часть которых имеют практико-ориентированную направленность и имеют высокую практическую значимость.

Вуз является центром проведения научных и научно-практических конференций для работников образования и социальной сферы, экологическим, гуманитарным проблемам. Ежегодно проводится не менее 15 конференций международного и всероссийского уровней по актуальным проблемам социально-гуманитарных и естественных наук.
НТГСПА является центром информационного пространства, осуществляя издание научной, научно-методической и учебной литературы, в том числе единственного специализированного в РФ периодического научно-педагогического издания «Историко-педагогический журнал». За последние 5 лет издания вуза 6 раз занимали призовые места во Всероссийских конкурсах и выставках Урало-Сибирского региона в номинациях «Лучшее научное издание» и «Лучшее учебно-методическое издание». 48 научных и учебно-методических изданий НТГСПА зарегистрировано в Российском фонде электронных ресурсов «Наука и образование».

Несмотря на очевидные успехи в образовательной и научно-исследовательской деятельности, наш вуз по результатам мониторинга, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2012 году, был отнесен к категории вузов, «имеющих признаки неэффективности». В связи с этим 28 августа 2013 года Министерство образования и науки РФ издало приказ № 1002, в соответствии с которым Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия должна быть реорганизована в форме присоединения к Российскому государственному профессионально-педагогическому университету в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).

В соответствии с установленным графиком реорганизация академии завершена. С 25 октября 2014 года наш вуз имеет новый статус и новое название: «Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет».