Об институте

УНИВЕРСИАДА 2019. «Мир должен научиться говорить»

29.01.2019
255434305_262857_.png

...ты один мне поддержка и опора
о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И. С. Тургенев


24 января 2019 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол в формате вебинара «Мотивация к изучению русского языка как языка профессиональной деятельности и средства межнационального и международного диалога».

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова поздравила участников вебинара с Международным днем образования, провозглашенным Генеральной ассамблеей ООН в знак признания важной роли образования в развитии человечества.

Обеспокоенность профессионального сообщества, заметила Людмила Дудова, вызывает качество современного русского языка, а именно вторжение иноязычной лексики, обеднение словарного запаса, безграмотность и низкий уровень устной речи. А как известно, от уровня владения грамматикой и практикой устной речи во многом зависит успешность профессиональной деятельности человека. «Мир должен научиться говорить. Мы должны научиться грамотной профессиональной речи, должны смотивировать студентов изучить русский язык как важнейший инструмент профессионального общения и профессионального диалога», – сказала она.

По мнению Ирины Добротиной, руководителя центра филологического образования Института стратегий развития образования РАО, если говорить о повышении культуры речи в современном информационном пространстве, важно помнить: надо начинать с себя, если мы хотим изменить мир: «Речь учителя – тот образец, идеал, риторический канон, которому он должен следовать ежедневно. Профессиональная речь педагога обладает отличительными свойствами и качествами: публичностью, направленностью на аудиторию. Мы должны прогнозировать влияние наших слов на учащихся, должны показывать свое эмоциональное отношение к происходящему, должны владеть умениями и навыками организации диалога. Кроме того, для воплощения своей мысли надо использовать все богатства русского языка», – утверждает она.

Людмила Дудова посетовала, что искусству устного выступления обучают только в творческих вузах и на журналистских специальностях. И хотя дисциплина «Культура речи» включена во многие образовательные программы, ей отводится так мало часов, что всерьез говорить об овладении студентами профессиональной речью невозможно, и эту ситуацию надо менять.

Интерес к личности преподавателя – средство к активизации интереса к русскому языку в целом, отметила Елена Денисенко – ведущий специалист центра качества образования Дипломатической академии МИД РФ.

По мнению Юлии Гостевой, старшего научного сотрудника Центра филологического образования Института стратегии развития образования РАО, в основе успешной педагогической деятельности заложено создание ситуации успеха для всех обучающихся, независимо от уровня их подготовки в области русского языка. Важно и содержание обучения, в котором на первом месте должна быть коммуникативная основа языка: обучающийся должен понимать, что это профессионально значимое умение.

Опытом проектной деятельности Ассоциации учителей русского языка поделилась Ольга Левушкина – директор Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева, профессор кафедры методики преподавания Московского педагогического государственного университета. По ее мнению, эта деятельность как раз и направлена на мотивацию к изучению русского языка не только школьниками и студентами – она помогает педагогам создавать ценностную основу для занятий русским языком, а проекты являются инструментом формирования интереса к русскому языку.

Н. Г. Чудакова,
кандидат филол. наук, доцент,
замдекана ФФМК по НР


Показать все фотографии

Возврат к списку