Об институте


Старо-Висимский тракт – дорога из прошлого к Висимо-Уткинскому заводу

09.11.2021
4 ноября, во Всероссийский День народного единства Нижнетагильское местное отделение СРО РГО совместно со студентами и преподавателями факультета спорта и безопасности жизнедеятельности филиала РГППУ в Нижнем Тагиле совершили автопробег по маршруту Голый Камень – п. Елизаветинское, или по Старо-Висимскому тракту.

Эта дорога была построена для сокращения времени доставки чугуна на Висимо-Уткинский завод. По приказу Никиты Акинфиевича Демидова от Нижнетагильского завода до Висимо-Уткинского была прорублена совершенно прямая дорога протяженностью 40 километров. Сейчас ее чаще называют «Демидовский тракт» или «Старо-висимская дорога».

Вообще, названий у этой дороги было несколько, и названия эти менялись с течением времени. Сначала дорога носила название Компасной (предания гласят, что имя это дорога получила потому, что она была проложена прямо по направлению стрелки компаса). Но вскоре от Висимо-Уткинского завода дорогу продлили до Усть-Уткинской пристани. В Усть-Утке дорогу стали именовать Пристанной, и на какое-то время это название стало официальным. В середине XIX столетия дорогу стали называть Старо-компасной. Почему «старо»? Доподлинно неизвестно. По одной из версий Демидовы начали прокладывать еще одну дорогу, параллельно Компасной, но об этой дороге сведений нет. Возможно, работы были свернуты на раннем этапе.

Было у этой дороги и второе имя – «Демидовская гать». Местные жители объясняли это название тем, что весной и при обильных летне-осенних осадках многочисленные лесные ручьи разливались, делая дорогу непригодной для передвижения обозов, и Демидовы распорядились застелить ее лиственничными плахами.

Свое значение «Демидовский тракт» потерял после того, как в 1897 г. до Висимо-Уткинского завода была проложена узкоколейная железная дорога, и передельный чугун стал доставляться по ней. В начале XX в. «тракт» еще продолжал служить дублем узкоколейки, по нему двигались купеческие обозы, а крестьяне ездили в Тагил за покупками.

Окончательно Старо-компасная дорога опустела с началом регулярного пассажирского движения на Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороге. А позднее по ней были проложены линии электропередач, телефонной и телеграфной связи.

Погода выдалась удачная, грязь уже замерзла, и движение не вызывало трудностей. В автопробеге принимали участие три экипажа:

«Синий» – пилот В. Е. Сандаков, штурман А. А. Черный и помощники – М. А. Черная, Т. Н. Куимова, П. Н. Дровняшин;
«Китай» – пилот А. В. Неймышев, штурман С. А. Неймышева и помощники – О. А. Душанина и А. Н. Душанин ;
«Цветной» – пилот Е. А. Рябинин, штурман А. А. Грезин и помощники – К. А. Рябинина и Е. В. Грезина.

А. В. Неймышев, декан ФСБЖ

Привязанный альбом:  Старо-Висимский тракт – дорога из прошлого к Висимо-Уткинскому заводу

Возврат к списку