Об институте


Древние образы в народном искусстве

07.03.2023
Целью дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству» является формирование системы методических знаний и умений, составляющих основу профессиональной компетентности бакалавра в области художественного образования.
Студенты 2 курса профилей «Изобразительное искусство и технология» и «Изобразительное искусство и дизайн» знакомятся с методикой организации занятий на основе разных видов деятельности: рисование с натуры, рисование на темы (сюжетно-тематическое рисование), работа в объеме и пространстве, урок-беседа, проектные формы работы, декоративное рисование (декоративно-прикладная деятельность).

Так, на занятиях по методике проведения уроков декоративно-прикладного искусства студенты знакомятся с основными видами ДПИ, изучают материалы и техники, применяемые в традиционном и современном ДПИ. Практические занятия посвящены знакомству с народными промыслами России, обучению основным приемам составления декоративной композиции на плоскости и в объеме.
В этом году тема семинарского занятия была созвучна с темой урока по изобразительному искусству для 5 класса по программе Б. М. Неменского – «Древние образы в народном искусстве».
Студенты знакомились с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые в ходе беседы раскрывались как память народа, выраженная в народной игрушке: филимоновской, каргопольской, дымковской, городецкой. Так, древний языческий символ солнца представлен в ярком декоротивном орнаменте народной игрушки, где осознание изобразительного знака не как изображение, а как обозначение, как символ, выражающий определенный смысл, понятный всем. Конь – первый помощник крестьянина-земледельца – в представлениях народа олицетворял плодородие и обозначал символ солнца. Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого.

Разнообразные пластические решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают восприятие студентов, помогают острее почувствовать особенность языка народного прикладного искусства.
Практичееское задание, над которым работали студенты, было посвященно созданию художественного образа Древа Жизни. Первым сюжетом русского народного искусства является дерево. Оно и первый кормилец, и жилище и тепло, без него нет очага. Оно же и древо жизни, и древо познания, и мировое древо, родословное древо.
Студенты через прочтение формы, цвета и орнамета поэтапно создавали созвучный теме образ.
Партнером и помощником в раскрытии содержания занятий выступил Нижнетагильский музей изобразительных искусств, который организовал в залах музея выставку «Добрых рук мастерство», где представил подлинные произведения мастеров народной игрушки из коллекции музея.
Посещение выставочного проекта в пространстве музея стало завершительным этапом в раскрытии темы курса. 

Привязанный альбом:  Древние образы в народном искусстве
Показать все фотографии

Возврат к списку