Об институте


Литературный клуб НТГСПИ продолжает работу

31.05.2024
28 мая состоялось очередное заседание Литературного клуба НТГСПИ, посвященное роману американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника». Произведение было опубликовано в 1960 году, а через год писательница получила за него Пулитцеровскую премию.
Основная история, описываемая в романе, происходит в течение трех лет с момента пика Великой депрессии в вымышленном «уставшем от долгой жизни» городе Мейкомбе, штат Алабама. Главная героиня – шестилетняя Джин-Луиза Финч, которая живет со своим старшим братом Джимом и их отцом Аттикусом, пожилым адвокатом. Джим и Джин встречают мальчика по имени Дилл, который каждое лето приезжает в Мейкомб к своей тете. Повествование и ведется от лица Джин: читатель видит события через призму детского восприятия, что придает роману особый интерес. Прототипом Аттикуса Финча автор называла своего отца. Прототипом Джима считается брат писательницы. Прототипом Дилла послужил американский писатель Трумен Капоте, который был соседом и другом Харпер Ли. Таким образом, роман имеет явную автобиографическую основу.
Валентина Ивановна Коновалова, инициатор обсуждения данного произведения, поделилась своими впечатлениями и размышлениями о Харпер Ли во время заседания клуба: «Роман был прочитан мною два раза. Первый – еще в средней школе. Впечатления от романа, как и от „Хижины дяди Тома”, были самые позитивные. Второе прочтение – в зрелом возрасте, недавно. И... впечатления неоднозначные. Создается ощущение, что роман состоит из маленьких, порой не связанных между собой рассказов. Композиционно он несколько „рассыпается”. Харпер Ли все-таки мастер малого жанра. Некий Морис Клейн, познакомившись с ее удивительными рассказами, посоветовал ей объединить их в один большой роман. С трудом, но Харпер Ли приступила к написанию романа. Крейн, решив, что книга готова к изданию, отправил копию в издательство. Харпер Ли пригласили на собеседование для обсуждения некоторых деталей. Роман раскритиковали и предложили переписать книгу. Следующие три года Ли переписывала книгу под контролем единственной женщины – редактора Терезы фон Хохофф. Работа шла трудно. Была попытка выбросить роман в окно. Но руководство Т. Хохофф дало положительные результаты. Роман был издан и сразу приобрел популярность. В дальнейшем Харпер Ли вела закрытый образ жизни, почти ничего не писала. Если бы она продолжила писать рассказы, ее вклад в американскую литературу был бы бОльшим».
В целом на этот раз обсуждение не было таким дискуссионным, как во время прошлого заседания, посвященного роману А. Платонова. Было отмечено многообразие тем, присутствующих в произведении: тема расизма, воспитания, стереотипов восприятия и др. Один из участников обсуждения сравнил роман со слоеным пирогом: не все слои одинаково «вкусны», но каждый найдет что-то важное и интересное для себя. Кого-то привлекла именно форма: описание происходящего глазами ребенка, тема детства, детской фантазии. Большинству присутствующих были интересны страницы романа, посвященные школе, методам обучения. Г. А. Авдеева отметила, что роману придает некоторую объемность линия Страшилы – самого загадочного персонажа. Если бы автор ограничился только темой расизма, которая, безусловно, является ведущей, то роман был бы более публицистичным, одноплановым.
Все присутствующие на обсуждении согласились, что, несмотря на временную отдаленность романа (он написан практически в середине прошлого века), на этнические различия, различия менталитета (тема расизма не настолько актуальна для российского читателя, как для американского, да еще и прошлого века), произведение, безусловно, вызывает интерес и не утратило актуальности.
Приглашаем всех любителей чтения на заседания литературного клуба в этом году и следующем!


В. И. Коновалова,
Г. А. Авдеева,
доцент кафедры ИЯРФ

Привязанный альбом:  Литературный клуб НТГСПИ продолжает работу
Показать все фотографии

Возврат к списку