Об институте


Последнее в этом сезоне заседание Литературного клуба

27.06.2024
«У нас … не сохранилось ни одной пустынной дороги,
ни одной тропинки, по которой не прошли бы толпы людей,
а уж если говорить о романе, то тень Бальзака встает
в конце каждой нашей аллеи» (Альфонс Доде)

«Бальзак созидал жизнь, а не воспроизводил ее»;
«Девятнадцатый век, каким мы его знаем,
изобретен Бальзаком» (Оскар Уайльд)

«Бальзак велик! Его характеры – произведения
ума вселенной!» (Ф.М. Достоевский)

26 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Литературного клуба при библиотеке НТГСПИ. На этот раз предметом обсуждения стал роман Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». В этом романе (1830–1831) Бальзак строит сюжет на фантастическом событии: молодой человек Рафаэль де Валантен становится обладателем шагреневой кожи, исполняющей, подобно сказочной скатерти-самобранке, любые его желания, но при этом уменьшающейся в размерах и тем самым сокращающей продолжительность мистическим образом связанной с ней жизни Рафаэля. Роман принес автору европейскую славу. Уже в период завершения «Шагреневой кожи» Бальзак задумал грандиозный цикл, в который должны были войти лучшие из уже написанных и все новые произведения. Этот цикл в дальнейшем получил название «Человеческая комедия».
Писатель задумал «Человеческую комедию» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте) как единое произведение. На основе разработанных им принципов реалистической типизации он сознательно ставил перед собой задачу создать грандиозный аналог современной ему Франции. Однако не случайно, разделив «Человеческую комедию» на три части, подобно «Божественной комедии», писатель тем не менее не сделал их равными. «Человеческая комедия» – это своего рода пирамида, основанием которой служит непосредственное описание общества – «Этюды о нравах» (должны были включать 111 произведений), над этим уровнем располагаются немногочисленные «Философские этюды» (должны были включать 27 произведений), а вершину пирамиды составляют «Аналитические этюды» (должны были включать 5 произведений). Роман «Шагреневая кожа» вошел в «Философские этюды».
Во время заседания участники клуба высказывали разные мнения. Кто-то отметил некоторую затянутость повествования, избыточность рассуждений на различные темы, даже публицистичность, в определенной степени банальность построения сюжета. Другие участники обсуждения обратили внимание, что для своего времени (начало 30-х гг. ХIХ века) – это вполне оригинальное произведение. Основная идея романа явно связана с фаустовским сюжетом – мотивом сделки с дьяволом, хотя явного акцента на демонический характер покупки Рафаэлем шагреневой кожи нет, но эта аллюзия довольно прозрачна. Во время обсуждения отмечались и библейские отсылки в произведении, и явное влияние романа на развитие последующей литературы, в первую очередь европейской. Обратили внимание и на развитие аналогичного сюжета в творчестве Гоголя («Портрет») и Уайльда («Портрет Дориана Грэя»). Также были отмечены и автобиографические моменты, нашедшие отражение в произведении.
Особенно интересно в романе сочетание романтических и реалистических тенденций, элементов мистики и описание достижений современной науки. Как отмечают некоторые исследователи, несмотря на фантастическое допущение, которое составляет основу сюжета романа, Бальзаку удается создать реалистическую картину современного общества и представить характер героя в развитии, в его обусловленности социальными обстоятельствами. Члены клуба также отметили умение создавать человеческие типы буквального несколькими штрихами как одну из важных черт творчества французского писателя.
Некоторая схематичность женских образов, вялость повествования, периодическое провисание сюжета, возможно, обусловлены тем, что «Шагреневая кожа» – одно из ранних произведений Бальзака. В нем автор не раскрыл еще в полной мере масштаб своего дарования. Кроме того, роман входит в «Философские этюды», что и сказывается на обильном включении рассуждений, своеобразной «цитатности», афористичности произведения и преуменьшении роли собственно фабулы, сюжета. Но все это нисколько не умаляет значения романа для развития не только французской литературы, но и в целом мирового литературного процесса. Как справедливо заметил А. Доде, «тень Бальзака встает в конце каждой нашей аллеи» (имея в виду под «аллеей» литературное произведение). Особо следует отметить влияние Бальзака на русскую литературу, в частности, на творчество Ф. М. Достоевского.

В финале заседания члены клуба обсудили планы на следующий сезон.
Деятельность Литературного клуба дает возможность всем желающим не только быть в курсе литературных новинок или восполнить культурный багаж, но и высказать свободно свое мнение (даже самое неожиданное) о различных авторах и произведениях в непринужденной обстановке. В настоящий момент окончательно еще не сформирован план работы клуба на следующий сезон, но мы думаем, что он будет не менее интересным и позволит нам по-новому взглянуть на уже знакомые тексты, а также откроет новые литературные имена.
Приглашаем всех желающих принять участие в заседаниях Литературного клуба в следующем учебном году!



Г. А. Авдеева,
доцент кафедры ИЯРФ

Привязанный альбом:  Последнее в этом сезоне заседание Литературного клуба
Показать все фотографии

Возврат к списку