Об институте


Литературный клуб продолжает работу

25.12.2024
24 декабря состоялось очередное заседание Литературного клуба при библиотеке НТГСПИ. Предметом обсуждения на этот раз стал роман Стендаля (псевдоним французского писателя Анри-Мари Бейля) «Пармская обитель».
Роман был создан в 1830-е гг., в период увлечения писателя Италией, а опубликован в 1839 г. В основе произведения – содержание одной из старинных рукописей, которая была найдена в архивах. Но роман сохраняет отдаленное сходство с первоисточником. Место основного действия – Парма, одно из мелких княжеств Италии, которая была лишена в данный исторический период целостности и независимости.
Роман «Пармская обитель» не вызвал бурной дискуссии среди участников клуба. Кто-то увидел в произведении элементы авантюрного, приключенческого романа, причем не в самом лучшем варианте; кто-то отметил психологизм писателя. Анна Перетягина поделилась своими впечатлениями и заметила, что с возрастом восприятие произведения меняется. В юности роман больше захватывал, вызывал сильные эмоции, сопереживание героям. С Анной согласилась и Г. А. Авдеева.
Тем не менее «Пармская обитель» является одним из образчиков социально-психологического романа. Авантюрно-приключенческое начало в целом не свойственно произведениям Стендаля, скорее оно обусловлено литературным источником – старинными итальянскими хрониками. Это своего рода роман нравов с элементами острой социальной сатиры. В произведении изображена галерея персонажей – представителей итальянской аристократии, часть из которых обрисована почти карикатурно. Роман наполнен описанием интриг, которые ведутся при дворе принца (сначала Эрнеста IV, затем его преемника Эрнеста V) в небольшом княжестве Парма. Но, конечно, в произведении есть место и описанию любовного чувства, которого вспыхивает между Фабрицио и Клелией. Стиль строгого аналитика в некоторых эпизодах сменяется стилем поэта. В динамике сюжета все-таки главную роль играет внутреннее действие, а не внешнее. Возможно, поэтому кому-то из современных читателей роман может показаться затянутым и даже скучноватым.
Шла на заседании речь и о главных героях романа – Фабрицио, герцогине Сансеверине, графе Моска. В образе молодого дель Донго многие увидели своеобразную пародию на романтического героя. Но при этом Фабрицио совсем не является ходульным персонажем. Он вызывает сочувствие читателя, так же, как и его тетя – Джина.
На заседании также обратили внимание на интерес писателя к национальному итальянскому характеру, который часто сравнивается в произведении с французским нравом.
Деятельность Литературного клуба дает возможность всем желающим не только быть в курсе литературных новинок, но и высказать свободно свое мнение о различных авторах и произведениях в непринужденной обстановке. Приглашаем всех желающих принять участие в следующих заседаниях Литературного клуба в новом календарном году!


Г. А. Авдеева,
доцент кафедры ИЯРФ

Привязанный альбом:  Литературный клуб продолжает работу
Показать все фотографии

Возврат к списку