Об институте


Речевая культура в разных сферах общения

Проблемная научно-исследовательская лаборатория «Речевая культура в разных сферах общения» создана в 2004 году с целью решения актуальных научно-исследовательских и учебно-методических задач по вопросам повышения уровня практического владения современным русским литературным языком и формирования навыков деловой коммуникации в устной и письменной формах.

Основными задачами проблемной лаборатории являются:

  • изучение особенностей межкультурных, межкорпоративных, межличностных языковых коммуникаций, определение круга исследований в данной области;
  • разработка образовательных программ, тренингов, направленных на совершенствование межличностных коммуникаций в различных сферах общения;
  • организация обучения разных категорий населения г. Нижнего Тагила и Пригородного района по программам культурно-речевого развития;
  • проведение этико-лингвистической экспертизы;
  • организация и проведение научно-практических конференций и семинаров по вопросам современных направлений культуры речи и делового общения.

Руководитель лаборатории: Авдеева Галина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций

Основные результаты работы лаборатории за 2019 год

1. Издание сборника материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции «Речевая культура в разных сферах общения»:

Речевая культура в разных сферах общения: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 28 ноября 2018 г. / ответственный редактор Ю. А. Фомина – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2019. – 155 с.

2. Издание монографии Ю. А. Фоминой «Функциональный потенциал номинативных оценочных высказываний в современном русском языке».– Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2019. – 144 с.

3. Проведение XIV Всероссийской научно-практической конференции «Речевая культура в разных сферах общения» (НТГСПИ, 27 ноября 2019 года).

На конференции обсуждены актуальные проблемы современной культурно-речевой ситуации: вопросы культуры речи в разных типах дискурса (общественном, профессиональном, педагогическом, художественном), рассмотрены актуальные вопросы поэтики художественного текста, обозначены проблемы развития речи в современной педагогической практике.

Секция № 1 была посвящена проблемам культуры речи в разных типах дискурса:

Аганина А. П. (учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 100, г. Нижний Тагил) в своем докладе показала, как реализуется принцип вежливости в педагогическом дискурсе.

Алексеева О. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) проанализировала орфоэпические ошибки в речи русскоязычных эмигрантов-блогеров.

Волошина Р. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) представила метафорическую репрезентацию концепта «президент» в дискурсе современных российских СМИ.

Ельцова А. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала о возможностях экспрессивного словообразования как инструмента речевого воздействия.

Ибрагимова Е. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) обратилась к проблемам номинации в спортивной лексике (на примере хоккея).

Чижова И. Л. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала о некоторых особенностях номинации садовых растений.

Чудакова Н. М. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) представила метафорическую репрезентацию концепта «молодежь» в дискурсе современных российских СМИ.

Доклады участников секции № 2 были посвящены вопросам поэтики художественного текста:

Авдеева Г. А. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала о реализации приема стилистического контраста в повести А. Варламова «Здравствуй, князь».

Бабенко Е. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) проанализировала прецедентные имена со сферой-источником «Литература и фольклор» в русской рок-поэзии.

Кабакова Е. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) показала лексико-семантические особенности слов категории состояния в «Колымских рассказах» В. Шаламова.

Мальцева А. (студентка факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) рассказала об особенностях поэтического языка А. Вавилова.

Несынова Ю. В. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) охарактеризовала образ Урала в творчестве современных уральских поэтов.

Фомина Ю. А. (канд. филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил) остановилась на особенностях формирования оценки высказывания говорящего в современном художественном тексте.

В работе секции «Проблемы развития речи в современной педагогической практике» приняли активное участие студенты факультета психолого-педагогического образования НТГСПИ (ф) РГППУ, которые рассказали об особенностях развития речи детей дошкольного возраста:

Амирова Р., Северова А. показали методы и приемы формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Волохин Я. рассказал об особенностях формирования понятия «предложение» в старшем дошкольном возрасте.

Захарова М. и Корюкова А. остановились на методах и приёмах обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Комар А. и Тропынина К. обратились к проблемам организации и использования среды как фактора формирования речи детей.

Лобовикова А. и Митяшина Ю. рассказали о развитии и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.


4. Проведение трех этико-лингвистических экспертиз по заявкам АО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод» (канд. филол. наук, доц. Н. М. Чудакова).

5. Участие преподавателей и студентов кафедры ФОМК в организации и проведении международной ежегодной акции «Тотальный диктант» в г. Нижний Тагил.

6. Работа творческой группы «Методическое сопровождение деятельности Муниципального ресурсного центра по методическому сопровождению филологического образования (русский язык и литература) и дополнительному филологическому образованию одаренных детей» (руководитель канд. филол. наук, доц. Н. М. Чудакова). Студенты творческой группы приняли участие в организации и проведении следующих мероприятий):

  • методических семинаров-практикумов «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС» и «Актуальные проблемы подготовки обучающихся к устному собеседованию по русскому языку, к ЕГЭ и ОГЭ» с приглашением ведущих учителей-предметников ОУ ГГО;

  • мастер-класса «Современные образовательные технологии» для учителей-филологов и студентов старших курсов;

  • региональной олимпиады по русскому языку «Человек слова» для учащихся 9–11-х классов Н. Тагила и ГГО, учащихся колледжей г. Н. Тагила);

  • мероприятий в рамках года П. П. Бажова (26 апреля 2019 г.):

– литературный конкурс «Я краю родному хочу посвятить этот сказ»;

– поэтический конкурс «Поэзия малахитовых гор».


Результативность работы творческой группы

Ф. И. О.

Курс

Тема

Содержание деятельности

Кокорина А.

магистратура

Исторический комментарий как основа формирования орфографической грамотности

1. Проведение исследования.

2. Подготовка статьи.


Голубкова А.

4 курс

Конкурсная деятельность по русскому языку

  1. Разработка основного содержания мероприятий, посвященных году Бажова.

  2. Разработка положений о конкурсах в рамках года Бажова.

  3. Организация и проведение мероприятий в рамках года Бажова 26 апреля 2019 г.

– литературный конкурс «Я краю родному хочу посвятить этот сказ»;

– поэтический конкурс «Поэзия малахитовых гор».

3. Выступление с докладом на

III Всероссийской научно-практической конференции «Человек, текст, язык в системе социогуманитарного знания», НТГСПИ, 24 апреля 2019 г.

  1. Написание выпускной квалификационной работы «Конкурсная деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования творческой активности обучающихся».

  2. Участие в конкурсе на лучшую научную работу студентов НТГСПИ, 25 апреля 2019 г.

Шамкаева

(Чумичева) Д.

4 курс

Внеурочная деятельность по русскому языку

1. Написание выпускной квалификационной работы «Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с одаренными детьми в рамках взаимодействия НТГСПИ и МРЦ ГГО».

Житкова А.


4 курс

Разработка электронных образовательных ресурсов по темам, включенным в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Проведение мастер-класса для учителей-филологов ОУ ГГО «Современные образовательные технологии» 26 апреля 2019 г.

Алексеева Д.

Бабенко Е.

Балыкова Е.

Волошина Р.

Гергеридина А.

Гулиева А.

Ельцова А.

Зульхитжина К.

Ибрагимова Е.

Кабакова Е.

Кутова А.

Мальцева А.

Масленникова Е.

Мохова И.

Парамыгин Г.

Савченко В.

Сибгатуллина А.

3 курс


Участие в проведении мероприятий (организация, проведение, проверка работ, выявление лучших) для одаренных детей

1. Организация, проведение и проверка работ региональной олимпиады по русскому языку «Человек слова» (29 марта 2019 г.).

2. Проверка и подведение итогов конкурсов мероприятий в рамках года Бажова 26 апреля 2019 г.:

– литературный конкурс «Я краю родному хочу посвятить этот сказ».

– поэтический конкурс «Поэзия малахитовых гор».


Батин С.

Белашниченко А.

Бырылова К.

Вахрушева Д.

Голубкова А.

Тронина М.

Шамкаева Д.

4 курс

Электронные образовательные ресурсы

Разработка электронных образовательных ресурсов по темам, включенным в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку


7. Проведение олимпиады по русскому языку и деловой коммуникации среди студентов I курса НТГСПИ.

В олимпиаде приняли участие более 350 студентов.

В ходе выполнения заданий олимпиады студенты продемонстрировали знание норм современного русского литературного языка, навыки деловой коммуникации, а также проявили эрудицию и сообразительность.

По итогам проверки работ была определена десятка сильнейших знатоков русского языка.

1 место

  • Болотова Яна (ФХО);

  • Ведерников Илья (СГФ);

  • Мухлынина Есения (СГФ);

  • Проказова Валерия (ФФМК).

2 место

  • Буданова Екатерина (ФСБЖ);

  • Плашкина Полина (ФФМК);

  • Чундерова Ксения (ФЕМИ).

3 место

  • Гарифулин Егор (ФЕМИ);

  • Захарова Анна (ФХО);

  • Рогожина Анастасия (ФФМК).